Заключительный урок в 6-м классе "Защита творческого проекта "Свадебный рушник"

Разделы: Технология


Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в процессе эстетического развития ребенка. Оно развивает художественные способности школьника, эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству. В 6 классе учащиеся на примере народных промыслов приобщаются к декоративно-прикладному искусству своего народа.
Целью данных занятий является обучение технологии "вышивка крестом" учащихся, развитие воображения и навыков творческой деятельности. Задачи: сформировать представления об историческом развитии ДПИ (вышивка крестом), о различных способах работы в технике вышивки крестом; организовать самостоятельную творческую деятельность учащихся.
Знакомя учащихся с народными промыслами, важно не заставлять их копировать тот или иной орнамент, а, объяснив значение символов и декора, предложить им попытаться творчески их переосмыслить и создать свой образ вещи, которая бы сохраняла традиции наших бабушек.

Предназначение проекта «Свадебный рушник»

  • воспитание чувства любви и уважения к своему краю, формирование устойчивого интереса к художественному творчеству народов, проживающих на территории Красноярского края, их традициям и быту;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к обычаям русского народа;
  • воспитание и развитие художественного вкуса обучающегося, эмоциональной сферы, творческого потенциала при разработке изделий.

Цель проекта:
Формирование компетенции учащихся в вопросах художественной культуры, искусства, ремесел Красноярского края.

Задачи проекта:

  • развивать умения работать и создавать модели в национальных традициях из доступных материалов;
  • создавать условия для развития художественно-творческих способностей учащихся;

провести нетрадиционную защиту выполненных проектов.

Виды деятельности учащихся:

  • информационно-аналитическая;
  • проектная;
  • технологическая;
  • презентационная.

Этот проект был выбран для участия в городском фестивале, посвященном Дню города.
Кульминацией проекта стала выставка в Музейно-выставочном центре города Зеленогорска.

УРОК Защита творческого проекта «Свадебный рушник»

Цель: создание условий для презентации работы учащихся.

Задачи:

  1. Формировать информационную компетентность обучающихся: использование справочной литературы, отбор и систематизация материала; использования ИКТ при оформлении результатов работы.
  2. Формировать навыки публичного представления результатов работы.
  3. Актуализировать, расширить знания о вышивке крестом свадебных полотенец в России; совершенствовать технологические умения.
  4. Повысить учебную мотивацию.

 Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, листы оценки работы учащихся, карточки-тесты для проверки теоретических знаний по рукоделию, требования к защите своих творческих проектов и готовых изделий.

Ход урока.

1. Организационный момент
Вначале урока учащимся предлагается для разминки выполнить быстро тест на проверку теоретических знаний по рукоделию. Ученики должны указать соответствие между названиями во втором столбце и определениями в 4 столбце. Если ученица отвечает правильно, то в третьем столбце должно получиться слово «Рукоделие»

1  2  3  4
1. Инструменты для вышивания У Ткань, нитки для вышивания, кружева
2. Материалы для вышивания Е Черный и белый
3. Хроматические цвета Л Чередование цветовых пятен: ярких и ослабленных
4. Композиция Д Последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров
5. Орнамент О Это объединение элементов
Изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание
6. Раппорт Р Иглы, пяльцы, наперсток, Распарыватель,
7. Ритм И Счетная гладь, косая стежка, крест, полукрест, гобелен
8. Счетные швы К Красный, оранжевый, желтый, зеленый,
Голубой, синий, фиолетовый
9. Ахроматические цвета Е Ритмически повторяющийся элемент, из которых складывается орнамент

2. Вступительное слово учителя
Полотенце издревле считалось символом для русского человека- это его дорога жизни. С ним человек рождался, и бабка-повитуха, приняв роды, заворачивала младенца в приготовленное для него полотенце.
Девушки загодя готовили себе приданное, вышивая долгими зимними вечерами свадебный наряд и полотенца.
Когда приходило время сватовства, невеста и ее подруги вешали себе на шею полотенца, приготовленные в приданное, а если не хватало подруг, приглашали еще и детей и все ходили вокруг села, похваляясь богатством и рукоделием невесты.
Также приходя на свадьбу, каждая женщина приносила из дома свое самое лучшее полотенце и во время пляски вешала его на шею, размахивала концами, хвалясь своим вышитым замысловатым узором, украшенным по краю атласными лентами и кружевом.
В престольный праздник на крюки при входе вывешивались вышитые домотканые полотенца – накрюшники (обычно их было шесть). По количеству и красоте накрюшников узнавали о трудолюбии невесты или молодой хозяйки.
Во время гуляний – курагодов – на красивых праздничных костюмах вместо фартуков подвязывали вышитые полотенца.
«Утирки» использовались по хозяйству и от частого употребления становились ветхими. Экономная хозяйка отрезала вышивку, пришивала ее к новому холсту и утирка получала новую жизнь.
Вышитые рушники в знак уважения подавались для вытирания рук после застолья почетным и дорогим гостям. Полотенца также приносили в церковь для убранства икон.
В некоторых районах есть святые колодцы и родники: после купания в них, очистив душу и тело, человек оставлял полотенце на дереве возле колодца.
( Показ видеофрагментов выставок рушников, выполненных учащимися прошлых лет.)

Все виды декоративно-прикладного искусства хороши.
Это занятие для рук умелых и для души.
Вышивание требует особого терпения.
Навыков и способов его овладения:
Как место рабочее организовать,
Рисунок как правильно копировать,
Как эстетично цвет ниток подобрать,
Как в изделии гармонию создать.
Итак, искусству вышивания мы научились,
Мы помним, что в нашей жизни все пригодится.

3. Учащиеся делятся на четыре группы, получают бланки требований к защите своих творческих проектов и готовых изделий и оценочные листы.
(Приложение 1 и Приложение 2)
Творческий проект – это ваша самостоятельная творческая итоговая работа Качество выполнения проекта зависит от того, насколько хорошо вы смогли разобраться в своих потребностях, в своих умениях и навыках.
На защите творческого проекта вы должны:

  1. Объявить название выполненного проекта, показать или продемонстрировать его.
  2. Назвать причины, побудившие взяться за выполнение данного проекта.
  3. Назвать оборудование и средства, используемые при изготовлении проекта.
  4. Рассказать о выбранной модели изделия, отделке, ее особенностях.
  5. Рассказать и обосновать выбор материала, его свойства.
  6. Рассказать о создании своей композиции:

А) какие швы использованы;
Б) назначение изделия;
В) расположение узора на изделии;
Г) выбор цвета для его выполнения.

  1. Указать на положительные и отрицательные стороны выбранного предмета, то есть выявить его недостатки и достоинства.
  2. Указать, что можно изменить в проекте в случае повторного к нему обращения с целью улучшения качества и эстетического вида.
  3. Рассказать сказку о рушнике, которую вы придумали.

 (Приложение 3)
Сказки учениц о рушнике и фотографии выполненных свадебных рушников.

Группы представляют результаты своей работы по оценке проектов. В оценочных листах выставляют баллы по защите другим группам и себе (самоанализ). Затем учащимся предлагается оценить вклад каждого в работу группы.
Учитель подводит итоги урока.

4. Итоги урока
На основании оценочных листов заполняется сводная таблица на доске. Оценивается работа групп и учащихся.

5. Задание на дом: Взять интервью у членов своей семьи о выполненном рушнике и оформить его в тетради.