Технология модульного обучения как средство развития самостоятельной деятельности учащихся

Разделы: Математика


Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения ученик становится субъектом в учебном процессе, а его деятельность носит активный познавательный и творческий характер и направлена на приобретение каждым ребенком в ходе учебных занятий социального опыта.
В основе технологии модульного обучения  лежит поэтапное формирование умственных действий, индивидуализированный темп работы и преимущественно самостоятельная проработка учащимися учебного материала. Сама организация процесса обучения предоставляет большие возможности для развития ученика как субъекта учебной деятельности, формирует навыки самообразования и осознанного целеполагания.  Уровневая организация учебной деятельности позволяет ученику сделать выбор и оценить свою  работу.
Технология реализует на практике следующие идеи и принципы:

  1. крупноблочная организация учебного материала вместе с рекомендациями и заданиями по его изучению;
  2. возможность выбора учащимися уровня усвоения, форм, места и темпа изучения материала;
  3. свободный самоконтроль и взаимопомощь в процессе работы на уроке;
  4. добровольность домашней работы;
  5. предоставление каждому ученику шанса улучшить свои итоговые результаты;
  6. демонстрация безграничного доверия к ученику, уверенности в его возможностях;
  7. участие учащихся в оценке эффективности учебного процесса;
  8. возможность реализовать себя в творческой деятельности;
  9. создание условий для успешной познавательной деятельности для каждого ученика.

Изучение темы  по данной технологии начинается с разработки модульной программы, имеющей определенную комплексную дидактическую цель. Цели в программе пишутся для учащихся. Далее в программу входит совокупность модулей, имеющих самостоятельное значение. Каждый модуль состоит из последовательно усложняющихся  дидактических задач (учебных элементов). Начинается модуль с нулевого учебного элемента, где формулируются интегрирующие дидактические цели.
Модульная программа содержит в себе указания на объем изучаемого материала, уровень его усвоения и советы в письменной форме как рационально действовать. Ее лучше оформлять на печатной основе или в каком-либо другом письменном виде.

Схема модульной программы.

Количество и содержание модулей зависит от учебного материала и целей, которые  необходимо достичь при его изучении.

Входной контроль - это первый этап занятия, на котором выясняется, что учащиеся помнят и знают по данной теме. С помощью наводящих вопросов, примеров создается проблемная ситуация, показывается необходимость изучения материала. На данном этапе ведется живой диалог, в ходе которого дети высказывают свою точку зрения, спорят.
Презентация нового материала проводится укрупненными блоками, излагается самое значимое, что обеспечивает целостное восприятие информации. Материал оформляется в виде  опорного конспекта, блок-схемы или алгоритма. Работа по приобретению новых знаний осуществляться в различных формах: лекция, работа с учебником, лабораторная или исследовательская работа.
Цель коррекционного  этапа - установление обратной связи и своевременное исправление ошибок в понимании нового материала школьниками. Ученикам делают задания, которые они выполняют под контролем учителя, если необходимо вносятся коррективы. Дальнейшая работа ведется в  группах. Класс делится на статистические пары (два ученика, объединившихся по желанию) или на динамические (четверо учащихся, выполняющие одно задание в разных вариантах). После выполнения своего варианта и самоконтроля школьники обсуждают задание с каждым партнёром. Ученики анализируют ответ, находят ошибки, объясняют друг другу, в чем они заключаются.
На этапе самоконтроля и самооценки результатов работы каждый ученик самостоятельно определяет для себя тот объем работы (ступень), с которым он мог бы справиться. Если в процессе работы ребенок испытывает затруднения, тогда оказываю необходимую консультацию или помощь. На этом этапе дети получают качественную оценку усвоения материала. У них появляется чувство удовлетворения своей работой и стремление к новым познаниям.
При рефлексии выясняется, какие вопросы удалось решить, а какие нет. Так как в данной технологии активизация познавательных усилий школьника переносится на учебное занятие, поэтому работа на дом    носит вариативный характер и включает задания на выбор.
После завершения работы с модулем осуществляю выходной контроль знаний и умений учащихся. Установление уровня усвоения материала школьниками осуществляется с помощью текущего, тематического и итогового контроля. Учет знаний и умений учащихся проводится в виде  опроса, решения тестов, зачетов.

Технология модульного обучения имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Отрицательные стороны технологии модульного обучения:

  • ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;
  • учителю надо готовить большой объем печатной продукции к уроку.
  • не все темы подходят для работы по модульным программам.

Положительные  стороны технологии модульного обучения

  • учитель имеет возможность сконцентрировать внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;
  • учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме, и что должны уметь после изучения модуля;
  • учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;
  • технология хорошо сочетается с различными технологиями, методами, формами  и приемами организации учебной деятельности.

Фрагмент модульной программы
Тема: « Показательные уравнения».
Цель:

  • Познакомиться с разными способами решения показательных уравнений и неравенств.
  • Отрабатывать навыки решения показательных уравнений и неравенств.
  • Развивать логическое мышление, память, внимательность, умение работать самостоятельно.

Модуль №1(I способ решения показательных уравнений)
УЭ- 0. Ваша цель - изучить первый способ решения показательных уравнений, который основан на приведении к одному основанию.

УЭ – 1. Изучите алгоритм решения уравнений.

  1. Обе части уравнения с помощью свойств степеней необходимо представить в виде степени с одним и тем же основанием
  2. Основание степеней опустить, а показатели приравнять.
  3. Решить получившееся уравнение.

УЭ – 2. Прочитайте и разберитесь в решении.
27∙ 9х-1 = 1
приведем обе части уравнения к основанию 3

33 ∙ (32)х-1 = 30
33 ∙ 32х-2 =30
32х+1 = 30 
2х + 1 = 0
х = -0,5
Ответ: -0,5
Запишите его в тетрадь.
Рекомендация: Работайте парами. Задайте вопросы друг другу, если будет непонятно.

УЭ – 3. Решите уравнение  

Рекомендация: Приведите к основанию 3. Будьте внимательны, слева и справа должно стоять по одной степени с одинаковым основанием.
УЭ- 4. Выполните задания
I ступень: № 208(4), 209(4), 210(2, 6), 215(4)
II ступень: № 214(2), 216(2)
III ступень: № 217(2)
Рекомендация: Проверяйте решения и ответы друг у друга. Помните, что переходить на следующую ступень можно тогда, если вы правильно выполнили все задания I уровня.

УЭ – 5. Подведите итог работы: усвоили вы первый способ решения показательных уравнений? Достигли ли вы цели работы на занятии? Довольны ли вы преодоленной ступенью?

Модуль №2. (II способ решения показательных уравнений)
УЭ- 0. Ваша цель - изучить второй способ решения показательных уравнений, который основан на вынесении общего множителя за скобки.

УЭ – 1. Изучите алгоритм решения уравнений.

  1. Вынесите общий множитель за скобки
  2. Упростите получившееся выражение в скобках.
  3. Приведите обе части уравнения к одному и тому же основанию

УЭ – 2. Прочитайте и разберитесь в решении уравнения:
2х+2 – 2х +2х+1 = 20
вынесем за скобки 2х
2х ∙(22 – 1+21) = 20
упростим в скобках
2х ∙5 = 20 |: 5
2х = 4
х = 2                 
 Ответ: 2
Запишите его в тетрадь.

УЭ – 3. Прочитайте и разберитесь в решении уравнения:
3∙2х+1 +2∙ 5х-2 = 5х + 2х-2  
степени с основанием 2 перенесем в левую часть, а с основанием 5 в правую часть
3∙2х+1 - 2х-2 = 5х - 2∙ 5х-2
вынесем общий множитель
2х-2 ∙(3∙23 – 1) = 5х-2 ∙(52 – 2)
упростим в скобках
2х-2 ∙23 = 5х-2 ∙ 23 |:23
2х-2  = 5х-2 
т.к. 5х-2 ≠ 0, то разделим обе части уравнения на 5х-2
х = 2               
Ответ:2
Запишите его в тетрадь.
Рекомендация: Работайте парами. Задайте вопросы друг другу, если будет непонятно.

УЭ – 4. Решите уравнение 2∙3х+1 -6∙3х-1 – 3х =9

УЭ – 5. Выполните задание:
I ступень  № 211(2)
II ступень  № 218(2)
III ступень  № 222(2)
Рекомендация: Проверяйте решения и ответы друг у друга. Помните, то переходить на следующую ступень можно тогда, если вы правильно выполнили все задания I уровня.

УЭ – 6. Подведите итог работы: усвоили вы второй способ решения показательных уравнений? Достигли ли вы цели работы на занятии? Довольны ли вы преодоленной ступенью?