Конспект занятия по безопасности жизнедеятельности с включением игры "Проверь себя" для детей 6—7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Развитие охранительного самосознания.

Задачи:

  • Формировать у детей умения предвидеть опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, умения предупреждать результаты возможного развития данных ситуаций.
  • Закреплять правила безопасного поведения в различных ситуациях.
  • Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: Игровое поле (приложение 1), кубик, фишки (4 шт.), карточки с описанием ситуаций – 20 шт. с названиями (приложение 2); 20 шт. со стихами (приложение 3).

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о безопасности. Ребята, как вы думаете, что такое безопасность? (Ответы детей). Жизнь каждого человека – это ценность. И главная цель нашего занятия – напомнить вам об опасностях, угрожающих вашей жизни и здоровью, и о том, как их предотвратить. Скажите, где нас может подстерегать опасность? (На улице, в городе, в лесу, на берегу водоема и даже у себя дома). Мир вокруг нас очень интересен, но и достаточно сложен, а порой и опасен. Есть опасности, которые у всех на виду, а есть такие, о которых ты даже не подозреваешь.

Я сейчас вам расскажу несколько историй:

Очень давно, почти две тысячи лет назад, в Италии у подножия горы Везувий привольно располагались три города: Помпеи, Стабия, Геркуланум. Города процветали. Никто из жителей и не подозревал, что в глубине горы Везувий таится страшная опасность – вулкан. День 24 августа 79 г. н. э. стал последним днем жизни для десяти тысяч жителей этих городов. Внезапно раздался страшный гром, в небо взлетели обломки скал – это разрушилась вершина горы. Из жерла вулкана потекла раскаленная лава, состоящая из расплавившихся камней и кипящей грязи. Она словно огненный дракон пожирала все на своем пути. Тучи пепла и дыма на три дня заслонили солнце, превратив день в ночь. Восьмиметровый слой пепла и щебня, казалось, навсегда похоронил под собой некогда прекрасные города. Только через семнадцать веков после трагедии их случайно открыли ученые-археологи. Теперь это города-памятники, куда приезжают тысячи туристов, чтобы познакомиться с историей этой трагедии.

Каждый год 6 декабря в канадском городе Галифаксе раздается перезвон церковных колоколов. В воду залива опускают траурные венки. Канадцы отмечают очередную годовщину трагедии, произошедшей 6 декабря 1917 года. В этот день в порту Галифакса произошло столкновение двух транспортных судов. Пароход «Монблан», перевозивший взрывчатку, взорвался. Взрыв был такой чудовищной силы, что каменные дома, стоявшие по берегам залива, были сметены с лица земли. Рушились мосты и водонапорные башни, деревья были вырваны с корнем. Из-за развалившихся угольных печей повсюду начались пожары. Город был разрушен. Около двух тысяч человек погибли, очень многие пропали без вести, получили ранения, потеряли зрение от осколков разбитых окон. Потребовалось несколько лет и помощь многих стран, прежде чем город полностью залечил свои раны.

Стоял жаркий июльский день. Город Буденновск Ставропольского края жил обычной жизнью, пока. Пока в мирный город не ворвались вооруженные бандиты-террористы. Силой оружия они согнали в больницу тысячу человек: женщин, больных, детей, стариков. Пять страшных суток провели эти люди (заложники) в руках бандитов. Город освободили, но страшной ценой: сто двадцать восемь мирных жителей погибли [1].

Истории, которые я только что вам рассказала, говорят о разных типах чрезвычайных ситуаций. Виной первой трагедии была природная стихия, во втором случае произошла транспортная катастрофа, третье событие – пример страшного явления современности – терроризма. И в нашей повседневной жизни происходят события, нарушающие нормальный ритм жизни людей.

Как избежать опасности или справится с ними, вы научитесь во время игры, которую я вам принесла сегодня на занятие (дети рассматривают игру). Как вы думаете, как в нее можно играть? (Ответы детей). А вы хотите поиграть в эту игру? (Да). Прежде чем приступить к игре я познакомлю вас с ее правилами.

В игру могут играть 2–4 человека (которых дети выбирают по считалке). Они выбирают фишки и распределяют очередность хода, располагают свои фишки на старт, и с помощью кубика ходят по очереди по квадратам. Когда фишка остановится на квадрате с цифрой, вы по номеру квадрата берете красную карточку с названием ситуации и объясняете, какую представляет угрозу или пользу для здоровья предложенная ситуация, и рассказываете правила поведения в данной ситуации. Для того чтобы проверить правильность ответа, берете синюю карточку с номером квадрата, где в стихотворной форме описана данная ситуация. Если фишка остановится на квадрате, а ситуацию уже рассмотрели, то игрок пропускает ход. Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша. Но вы не должны мешать друг другу, слушать и отвечать, при необходимости вы можете дополнять ответы товарищей, но нельзя подсказывать пока товарищ не ответил; нельзя нарушать очередность хода; и сдвигать фишки товарищей.

Начинается игра под руководством воспитателя, а остальные дети следят за ходом, правилами игры и ответами детей (после игры воспитатель подводит итог занятия).

Сегодня на занятии вы познакомились с новой игрой «?» (Ответ детей). Дети, понравилась вам игра? (Да!). Теперь вы знаете, как много сложных и непредвиденных ситуаций возникает подчас в жизни и как важно уметь не растеряться в экстремальной ситуации, принять правильное решение и быстро действовать.

(Как вариант в конце занятия предложить детям нарисовать иллюстрации с фрагментами опасных ситуаций).

Список литературы:

  1. Шелегин Н.Н. Книга про то, как уберечь себя и других от разных неприятностей и быть всегда здоровым и сильным: Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие для уч-ся начальной школы. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. – 84 с.