Роль интегрированного урока в системе мультилингвального обучения

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


С приходом в школу у детей разрушается целостность « картины мира» из-за границ между предметами. В результате, знания, приобретенные детьми, не связаны между собой. Происходит потеря интереса к познавательной деятельности со стороны учащихся. Для развития познавательной деятельности необходимы определенные условия, и в этом, на мой взгляд, огромную роль играют интегрированные уроке.

Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Потребность преодолеть эти противоречия привела к попытке разработать систему интегрированных уроков.

В педагогике интеграция содержания определяется как процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка.

Интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир, как единое целое.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, интеллектуальных способностей.

На мой взгляд, ИЯ является приоритетным в формировании и развитии личности ребенка. Он обладает большим воспитательным и образовательным потенциалом. В последнее время велика потребность общества в иностранных языках. Тому есть много причин: открытость общества, развитие туризма, обмен технологиями и многое другое. Школа отражает положение дел в обществе. Интерес школьников к изучению иностранного языка значительно вырос.

В рамках модернизации системы российского образования целостное восприятие картины мира рассматривается, как необходимое условие для гармонизации отношений человека с окружающим миром.

В федеральном компоненте гос. стандарта общего образования в разделе образования «Начальное общее образование» подчеркивается, что «выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузке учащихся».

Я.А.Каменский еще в 17 веке говорил, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счету, но и полезными детям сведениями, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей.

С этой целью, в рамках системы мультилингвального обучения мною разработана программа факультативного курса «Занимательная лингвистика» целью которого, является повышение языковой компетенции учащихся.

Данная цель достигается через:

  • знакомство с основными разделами языкознания,
  • совершенствование навыков лингвистического анализа,
  • знакомство с различными словарями, и правилами работы с ними,
  • уточнением и обогащением словарного запаса.

Также в рамках системы мультилингвального образования нами разрабатываются и проводятся интегрированные уроки на основе интеграции

ИЯ+РЯ,

ИЯ1+ИЯ2

ИЯ+Окр.мир

ИЯ+литературное чтение

ИЯ+математика

ИЯ+информатика

Иностранный язык интегрируется практически с любыми школьными предметами и предоставляет учителю большие возможности для осуществления межпредметных связей.

В плане углубленного изучения ИЯ интегрированные уроки помогают:

  • усилить мотивацию к изучению ИЯ за счет насыщения урока интересной информацией;
  • активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.
  • обеспечить прочность знаний, навыков умений на основе увеличения объема речевой практики как в плане рецепции( чтение, аудирование), так и продукции (говорение и письмо);
  • расширить словарный запас;
  • совершенствовать навыки и умения самостоятельной работы учащихся (работа с книгой, справочной литературой, различными словарями, энциклопедиями)
  • Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.
  • Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, людям, к труду, к жизни.

Общие задачи интеграции выстроились следующим образом:

  • создать у детей образ целостного восприятия окружающего мира;
  • активизировать знания учащихся, полученные по предметам, умножить знания в области названных предметов;
  • развивать элементы общечеловеческой культуры и навыки коллективной работы и творческой дисциплины.

Интегрированные уроки ведут, в основном, два преподавателя. При подготовке к таким урокам оба учителя вместе планируют учебный материал, чтобы обеспечивалась повторяемость материала, его применение в разных ситуациях. В таком случае урок делиться на 2 взаимодополняющие друг друга части. При этом первичная подача материала может происходить либо на иностранном, либо на русском языке, в зависимости от того как построен урок.

При проведении интегрированных уроков используется современная компьютерная техника.

Приложение 1