Урок окружающего мира во 2-м классе. Тема: "Вулканы и землетрясения"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить учащихся с причиной возникновения вулканов и землетрясений.

Оборудование: карта, макет поверхности земли, макет вулкана, воздушный шарик, сода, уксус, фери (моющее средство), напечатанные слова, схема вулкана в разрезе, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Орг. момент (проверить готовность к уроку)

2. Актуализация знаний.

а) Расшифруйте, что здесь написано:

Прямо на карте прикреплены буквы  Р О Г Ы

Дети прочитывают слово: ГОРЫ

Верно, горы.

  • Из чего состоят горы? (перечисляют: песок, глина, гранит, руда, мрамор и т.д.)
  • Как определить старые горы или молодые?

б) Вспомним названия гор Евразии.

Работа в парах: отгадывание кроссворда. На парте лежит открытый атлас.

  1. Назовите горы, которые находятся на западе Евразии.
  2. Горы, которые находятся между Чёрным и Каспийским морями.
  3. Горы, которые делят Евразию на Европу и Азию.
  4. Горы в среднесибирском плоскогорье.
  5. Горы, где находится Джомолунгма (Эверест)
  6. Горы, где живут монахи, йоги.
  7. Горы, название которых состоит из двух слов.

ПРОВЕРКА: один ребёнок читает вопрос, а все, если верный ответ должны встать (вместо физминутки)

В целях экономии времени учитель сам может показать где находятся те или иные горы.

3. Сегодня мы узнаем о том, что иногда в горах кроется секрет. Горы начинают сердиться и бушевать. Начинается землетрясение. Одним словом катастрофа.

МИФ

Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Анализируем миф:

  • Какие горы называют вулканами?
  • Почему люди боятся селиться рядом с вулканами?

Детям раздаются памятки – определения «Что такое вулкан». Читают,   оставляют у себя в тетради.

Вулкан – конусообразная гора с отверстием (кратером) на вершине, из которого (если вулкан действующий), извергаются потоки расплавленной магмы (или лавы) и ядовитые газы.

4. Хотите ли вы узнать что на самом деле происходит внутри вулкана? Надо обратиться к людям, которые изучают вулканы. Их называют вулканологи. Место, где они работают и изучают вулканы – институт вулканологии!

Вот что рассказывает учёный вулканолог из Бельгии Гарун Тазлев. Во время

Рассказа учителя дети пользуются иллюстрацией в учебнике на странице 116.

Весь текст разбит на 3 смысловые части. Каждому ряду своя часть, где есть ещё и вопрос, на который дети должны будут приготовить ответ.

  1. Вулканы располагаются там, где земная кора расколота глубокими трещинами – и где близко к поверхности залегают очаги расплавленной магмы. Высокое давление заставляет их подниматься вверх. Газы, насыщающие расплав, взрываются, выбрасывая высоко, на многие километры вокруг, обломки лавы и пепла.
    ВОПРОС: где могут образовываться вулканы?
  2. Из жерла (кратера), соединяющего поверхность нашей планеты с глубокими её недрами, вылетают с огромной скоростью и грохотом многотонные камни (вулканические бомбы). Тучи пепла, потоки лавы, грязи и камней, воздух с ядовитыми парами – результат действия вулкана.
    ВОПРОС: что выбрасывает из жерла (кратера) вулкан?
  3. Лава разливается по горе и вокруг неё, сжигая всё на своём пути. Каждый слой, который образуется на поверхности после извержения вулкана, учёные называют СТРАТА. И вулканы, которые извергались уже не один раз, называются стратовулканами.
    ВОПРОСЫ: 1. Что можно увидеть на поверхности земли после извержения вулкана? 2. Как называют вулканы, которые извергались уже не один раз?

ПРОВЕРКА: дети сообщают, что они узнали о вулканах из научной статьи.
Здесь же после первой части статьи показать опыт с шариком.

ОПЫТ.

Надуть слегка и сжать в кулаке. Шарик будет раздуваться между пальцев. То же самое происходит и с магмой, когда горы придавливают сверху, а магма с газами поднимается вверх.

5. Вот схема обычного стратовулкана.

Показ жерла, магмы, лавы, образующихся страт.

6. Беседа.

На нашей планете существует около 600 вулканов, в нашей стране их более 60. Они находятся на Дальнем Востоке., Камчатке, Курильских островах. Оказывается на всех планетах солнечной системы тоже есть вулканы. Особенно хорошо изучены они на Марсе. Там есть вулкан – великан. Его высота 24 километра.

7. Сегодня к нам в гости пришёл «профессор» из института вулканологии. Он поделится своими знаниями. (Детям представляется одноклассник, который заранее подготовлен к этой теме урока, он выступает с презентацией).

8. ОПЫТ. «Извержение вулкана».

Заранее приготовлен макет вулкана и прикрыт. Внутри уже лежит сода. Из бутылки налить в жерло вулкана смесь из фери и уксуса (тоже заранее приготовленную) Можно слегка поболтать, чтобы создать видимость землетрясения.

9. Итог урока.

  • Где образуются вулканы?
  • Как называют огненную массу, плывущую из вулкана?
  • Зачем нужна профессия вулканолога?

Д/з - выучить определение вулкана, параграф № 17