Изучение свойств тканей при изготовлении куклы-закрутки

Разделы: Технология


Цель: расширить представление учащихся о свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей; дать информацию о русской народной игрушке, русском народном костюме.

Оборудование и материалы: образцы и фотографии кукол-закруток; изображения русского народного костюма; образцы тканей; ткань для туловища размером 15х15 или 18х18см; белая ткань для головы и блузки размером 15х15 или 18х18см; куски ткани, тесьма, цветные нитки для оформления костюма; нитки хлопчатобумажные №20-40; иглы; вата, ватин, синтепон, клей ПВА.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Рассказ о народной русской игрушке – шитой тряпичной кукле.

Из глубины веков пришли к нам традиции куклы, сделанной из лоскутков ткани, меха. Игрушке придавалось магическое значение. Самодельные тряпичные куклы были безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба, квадрата и т.д. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом. А по тому, как кукла была наряжена, судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

III. Объяснение различных свойств хлопчатобумажных и льняных тканей.

Для костюма куклы более подходят хлопчатобумажные и льняные ткани ярких расцветок – ситец, лен, сатин. Эти ткани очень удобные в раскрое, не тянутся, хорошо склеиваются и сшиваются. Показывая образцы тканей, учитель объясняет, как определить долевую и уточную нити, лицевую и изнаночную стороны ткани, обращает внимание на структуру переплетения нитей.

Физико-механические свойства ткани – прочность и сминаемость – используют при подборе ткани для туловища. Необходимо обратить внимание учащихся на такие технологические свойства ткани, как осыпаемость нитей и усадка, с учетом которых выбирается отделка костюма (тесьмой, лентой, петельным швом, обработка зигзагом на швейной машине).

С помощью учителя учащиеся подбирают различные по цвету и рисунку лоскутки для костюма куклы. Учитель дает краткую информацию об особенностях русского народного костюма, его цветовом решении и колористических особенностях. Предлагает учащимся самим решить, как обработать срезы в зависимости от изученных свойств тканей.

IV. Выполнение практической работы.

Последовательность изготовления куклы-закрутки (женский вариант Приложение 1)

  1. На кусок плотной ткани, предназначенной для туловища, наложить ватин (вату, синтепон, ветошь), отогнуть края на изнанку на 2см, ткань закрутить. Свободный край бокового среза также загнуть на изнанку, подклеить снизу (а).
  2. На уровне линии шеи (1/5 высоты туловища) перевязать закрутку нитками, концы закрепить узлом (б).
  3. Изготовление головы и рук: найти центр белого лоскута сложением треугольником в два приема (в); накрыть верх закрутки центром белого лоскута; сформировать голову и затянуть ниткой по линии шеи (г); подогнуть срез рукава, забрать лишнюю ткань внутрь рукава, кисти рук перетянуть ниткой (д,е); затянуть оставшуюся ткань на линии талии (ж).
  4. Изготовить волосы и косы, закрепить по центру головы (з). При изготовлении основы куклы необходимо объяснить учащимся, что туловище должно быть устойчивым, не падать и именно для этого выполняется подгиб. При формировании головы куклы обратить внимание на то, что сборки, образуемые лоскутом, надо заложить сбоку таким образом, чтобы лицо оставалось гладким. Волосы можно сделать из веревок, штопки, остатков шерстяной пряжи (мягкие нитки лучше укладываются по форме). Можно использовать ткань, которую прикрепляют на средней линии головы.
  5. Оформление куклы. От общего вида зависит характер образа. Костюм (сарафан, юбку, фартук) можно украсить несложной вышивкой, тесьмой, лентами, блестками, бусинками.

Последовательность изготовления куклы-закрутки (мужской вариант Приложение 1):

  1. Кусок плотной ткани с прокладкой, предназначенной для штанов, сложить треугольником, подогнуть срезы, забрать лишнюю ткань внутрь, с двух сторон перетянуть ниткой (а).
  2. Второй кусок плотной ткани, предназначенной для туловища, скрутить и обхватить середину штанов. Затянуть ткань на линии талии и линии шеи (б).
  3. Накрыть туловище белым лоскутом, сформировать голову и руки. Затянуть ниткой по линии шеи и перетянуть кисти рук.
  4. Затянуть оставшуюся ткань на линии талии (в).
  5. Оформить голову и отделать рубаху.

V. Подведение итогов.

При изготовлении куклы-закрутки учащиеся познакомились со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей, выполнили оригинальный объект труда. При оценке работы учитывается аккуратность ее выполнения, правильность подбора материала, самостоятельность в решении образа куклы.

VI. Домашнее задание: сделать еще одну куклу-закрутку.

VII. Уборка рабочих мест.