Внеклассная работа по физике «Погружение в эпоху первой половины XIX века» (интеллектуальная игра)

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Каждый год в конце октября в нашей гимназии проходит Неделя гуманитарных наук. Звучит вполне обыденно. Но вот уже 6 лет «плановое мероприятие» превращается в необыкновенный праздник: «Погружение в историческую эпоху». Мы уже «погружались» в допетровскую Русь, в эпоху Петра I, Екатерины II, Александра I и Отечественной войны 1812 года, во времена «Золотого века» русской поэзии. Каждый день этой недели – событие, связанное с эпохой. В конце недели происходит самое интересное – каждый класс получает маршрутный лист и отправляется в интеллектуальное путешествие по «станциям».
Приглашаю всех на «станцию»: «Физика в произведениях поэтов и писателей «Золотого века».
Правила игры:
Участникам интеллектуальной игры (8 – 10 классы) предлагается сесть за столы по 6 человек и ответить на вопросы ведущего (ему помогают 4 учащихся из 11 класса). Вопросы составлены из отрывков известных произведений поэтов и писателей «Золотого» века. Время ограничено, всего 15 минут на класс. Команда, ответившая правильно на большее количество вопросов, получает памятный приз, а работа класса оценивается по трёхбалльной шкале и фиксируется на маршрутном листе.
Задания для 8 класса.

1. На месте славного побега
Весной растопленного снега
Потоки мутные текли
И рыли влажну грудь земли…
А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила»
Вопрос: О каком тепловом процессе идёт речь? При какой температуре тает снег? Как называется эта температура?
Ответ: Процесс –плавление, при нормальных условиях снег тает при 0оС (температура плавления).

2. Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…
А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила»

Вопрос: Можно ли по следам определить направление движения зверей? Что называется траекторией?
Ответ: Можно. Траектория – невидимая или видимая линия, которую описывает тело при движении.

3. И слышно было, что Рогдая
Тех вод русалка молодая
На хладны перси приняла
И, жадно витязя лобзая,
На дно со смехом увлекла…
А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила»

Вопрос: Какое условие необходимо, чтобы тело Рогдая опустилось на дно?
Ответ: Сила тяжести, действующая на Рогдая. Должна быть больше силы Архимеда или плотность Рогдая должна быть больше плотности воды.

4. Кругом курильщицы златые
Подъемлют ароматный пар…
А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила»

Вопрос: Почему пар поднимается вверх?
Ответ: Тёплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Плотность тёплого воздуха меньше, чем при обычной температуре, и под действием архимедовой силы он поднимается вверх.

5. Меж тем черкешенки младые
Взбегают на горы крутые…
М.Ю.Лермонтов, «Кавказский пленник»

Вопрос: Как при этом изменяется энергия юных девиц?
Ответ: Потенциальная энергия увеличивается.

6. И вдруг неведомая сила
Нежней, чем вешний ветерок,
Её на воздух поднимает, несёт по воздуху в чертог…
А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила»

Вопрос: Как называется состояние, в котором пребывает Людмила?
Ответ: Невесомость

Задания для 9 класса.

1. Как неожиданно и ярко,
на влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своём минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба охватила
И в высоте изнемогла.
Ф.И.Тютчев

Вопрос: Какое явление описано в этих строках?
Ответ. Радуга.

2. Движенья нет,- сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый, Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
А.С.Пушкин

Вопрос: О каком движении идёт речь?
Ответ: речь идёт о механическом движении.

3. И слышно было, что Рогдая
Тех вод русалка молодая
На хладны перси приняла
И, жадно витязя лобзая,
На дно со смехом увлекла…
А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила»

Вопрос: Какое условие необходимо, чтобы тело Рогдая опустилось на дно?
Ответ: Сила тяжести, действующая на Рогдая. Должна быть больше силы Архимеда или плотность Рогдая должна быть больше плотности воды.

4. Настала ночь; покрылись тенью
Тавриды сладостной поля,
Вдали, под тихой лавров сенью, я слышу пенье соловья…
А.С.Пушкин, «Бахчисарайский фонтан»

Вопрос: Объясните образование тени в этом случае.
Ответ: Тень отбрасывают лавровые листья вследствие прямолинейного распространения и отражения лунного света.

5. Напрасно зеркало рисует
Её красы, её наряд:
Потупя неподвижный взгляд,
Она молчит, кусая губы…
А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила»

Вопрос: Как строится изображение в плоском зеркале? Расскажите об особенностях изображения в плоском зеркале? Ответ: Изображение в плоском зеркале строится на основе закона отражения света. Особенности: изображение мнимое, прямое, равное по высоте, симметричное.

6. Из закоптевшей трубы валил столбом дым и, поднявшись высоко, так, что посмотреть – шапка валилась, рассыпался горячими угольями по всей степи…
Н.В.Гоголь, «вечера на хуторе близ Диканьки»
Вопрос: Почему дым по мере его подъёма перестаёт быть видимым?
Ответ: Это – следствие явления диффузии.

Задания для 10 класса.

1. Бунтует вихорь в поле чистом
И на краю седых небес
Качает обнажённый лес…
А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила»

Вопрос: Какой вид движения описывает поэт?
Ответ: Колебательное движение.

2. …Вдруг
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит…
А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила»

Вопрос: Какое явление описывает поэт?
Ответ: Гром и молния.

3. …Один средь храмин горделивых,
Супругу милую зовёт-
Лишь эхо сводов молчаливых
Руслану голос подаёт…
А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила»

Вопрос: Как можно объяснить эхо?
Ответ: Эхо – результат отражения звуковых волн от сводов здания.

4. ..Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой…
А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила».

Вопрос: Совершается ли в этом случае работа?
Ответ: Скорее всего, на ступу не действуют силы, значит, работа = 0. Если тело движется по инерции, то работа = 0. если сила направлена перпендикулярно перемещению, то работа тоже =0.

5. Шумя летит на князя снова,
Проворный витязь отлетел,
И в снег с размаха рокового
Колдун упал – да там и сел…
А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила»

Вопрос: Каков знак работы силы тяжести при падении Черномора?
Ответ: Положительная работа, так как направлении силы тяжести совпадает с направлением перемещения тела.

6. Где феи с эльфами в тумане
Играют в прятки на поляне!
Там, там росой у входа в грот
Я б смыл учёности налёт!
И.В.Гёте, «Фауст»

Вопрос: Что можно сказать о влажности воздуха ? При какой температуре выпадает роса?
Ответ: Относительная влажность воздуха 100%, так как водяной пар насыщен и выпадает роса. Роса выпадает при температуре, когда водяной пар в воздухе станет насыщенным.

7. . Кругом курильщицы златые
Подъемлют ароматный пар…
А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила»

Вопрос: Почему пар поднимается вверх?
Ответ: Тёплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Плотность тёплого воздуха меньше, чем при обычной температуре, и под действием архимедовой силы он поднимается вверх.

Примечание.

Игра проводится с использованием современных информационных технологий:вопросы интеллектуальной игры не только проговариваются учителем, но и представлены на интерактивной доске, это более наглядно.

Литература.

  1. «Нестандартные задачи по физике» для классов гуманитарного профиля», Семке А.И., Москва, «Академия развития», 2007
  2. «100 игр по физике», Книга для учителя. – М.; Просвещение, 1995.
  3. «Физика в пословицах, загадках и сказках», С.А.Тихомирова, серия: Библиотека журнала "Физика в школе", Школьная Пресса, 2002.