Урок русского языка во 2-м классе со здоровьесберегающей структурой

Разделы: Начальная школа


Цель: развивать умение различать орфограммы безударных гласных и парных согласных в корне слова, проверять написания с данными орфограммами.

Здоровьесберегаюший аспект: особенности соблюдения ЗОЖ в осенне-зимний период.

Оборудование: карточки со словарными словами для работы в группах, рисунок с изображением вороны, карточки со словами для работы над деформированным предложением в парах, разрезные карточки со словами с безударными гласными и парными согласными в корне, рабочая тетрадь на печатной основе “Пишем грамотно №1”, плакат-схема со зрительно-двигательными траекториями Базарнова.

Ход урока

I. Организационный момент. Упражнения для улучшения мозгового кровообращениянаклоны и повороты головы (Н. К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе).

II. Сообщение цели урока.

III. Работа со словами с непроверяемыми написаниями.

1) Работа в группах.

Вставить пропущенные буквы. В выделенной области определяется новое слово для запоминания ВОРОНА

2) Фронтальная работа.

- Работа над лексическим значением слова.
- Сравнение произношения и написания слова ([варона] – ворона).

Запись слова, устный подбор однокоренных слов (воронёнок, ворон)

- Составление предложений с изученным словом.

3) Работа в парах.

Работа с деформированным предложением (Ворона – очень умная и хитрая птица). Запись предложения в тетрадь с комментированием

IV. Введение в тему урока.

- Какая орфограмма в слове ВОРОНА? (Безударный гласный о в корне –ворон-)
- Какую ещё орфограмму в корне мы знаем? (Парные согласные в корне)

V. Дидактическая игра “Собери чемодан”.

- Представьте, что вы собираетесь в командировку и вам нужно собрать чемодан. С собой возьмёте только нужные вещи. Этими вещами будут слова с изучаемыми орфограммами:

I команда – с безударными гласными в корне;
II команда – с парными согласными в корне.

Снег, год, травка, рыбка, глазки, грядки, ряд, низкий, сладкий, ягодка, лодка, лапка, арбуз, ходить, бежать, вода, сосна, грибы, гроза, ленивый, садовник, солёный, моряк, зима, водитель, река.

VI. Физминутка. Гимнастика для глаз – работа по схеме зрительно-двигательных траекторий Базарнова.

VII. Отработка навыка проверки безударных гласных и парных согласных в корнях слов. Работа в тетрадях на печатной основе “Пишем грамотно №1”

1) Упражнения в проверке безударных гласных с записью слов на доске и в тетрадях.

Здоровьесберегающий аспект: особенности соблюдения ЗОЖ в осеннезимний период.

2) Самостоятельная работа.

Упражнения в проверке парных согласных в корне с последующей фронтальной проверкой.

VIII. Физминутка. Упражнения для укрепления и формирования правильной осанки (Н. К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе).

Упражнения стоя:

  1. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох; вернуться в исходное положение (основная стойка — выдох). То же самое — другой ногой.
  2. И.п. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 — развести локти в стороны, сводя лопатки — вдох; 3-4 — исходное положение — выдох.
  3. Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться). Колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1-2, на 3-4 медленно вернуться в и.п.
  4. И.п. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.
  5. И.п. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.
  6. “Мельница”. Соединять кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука).
  7. И.п. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.
  8. Поднимание прямых рук через стороны вверх – вдох. Возвращение в и.п. – выдох.
  9. И.п. Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.

IX. Итоги урока. Домашнее задание.

Индивидуально – для сильных учеников: Рабочая тетрадь “Пишем грамотно №1”, с. 41 упр. 5.

Дифференцированно – для остальных учеников: Рабочая тетрадь “Пишем грамотно №1”, с. 40, 41 упр. 1 или упр. 4.

Упражнения для снятия утомления (Н. К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе).

Упражнение на корточках. Облегчает работу сердца, снижает кровяное давление. Выполняется просто: свободно сесть на корточки (ступня полностью на полу), максимально расслабиться, держа на весу голову и руки. Посидеть в этой позе одну минуту.