Проектная деятельность учащихся на уроках курса "Обществознание" на примере изучения темы "Занятость населения. Трудоустройство" в рамках тематической единицы ГОС ФК "Правовое регулирование общественных отношений"

Разделы: История и обществознание


Эпиграф:

Если ты идешь по пути, который день за днем прокладываешь собственными руками, то дойдешь до того места, где должен быть.

Мудрость Древнего Египта

Актуальность проекта:

  • Потребность профессионального самоопределения выпускников.
  • Доступность современных источников информации.
  • Жизненная необходимость в приобретении навыков работы с информацией.

Обязательный минимум содержания:

  • Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.
  • Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Цель проекта:

Образовательная: проектирование собственной образовательной траектории в вопросе профессионального самоопределения с использованием современных источников информации и публичное представление результатов своей работы.

Учебная: формирование навыков самоорганизации через отработку приемов деятельности учащихся по постановке целей, составлению рабочего плана, подбору информации и ее обработке, оформления письменных работ и устных выступлений, презентаций.

Задачи проекта:

  • расширить понятийный аппарат учащихся в области правового регулирования общественных отношений;
  • развить умения систематизировать и интегрировать знания из различных источников и использовать их в практической деятельности.

Основной результат – выбор общей позиции в условиях открытого диалога при обсуждении темы проекта, когда учащиеся покажут понимание сущности и значения обсуждаемой проблемы и осмысление ее в связи с собственной позицией.

Описание проекта:

Продолжительность проекта: 2 недели.

Участники проекта: учащиеся 11-х классов.

В ходе реализации проекта:

  1. Учитель помогает определить последовательность действий учащихся, круг источников информации, осуществляет индивидуальное консультирование по систематизации и оформлению материала, осуществляет консультирование по техническому оформлению, дизайну мультимедийной презентации.
  2. Учащиеся осуществляют поисковую практическую работу, исследовательскую работу, оформляют, демонстрируют и защищают работу.

Результат работы:

  • резюме (индивидуальная работа);
  • презентация, публикации (групповая работа)
  • представление результата (конференция, участие в ролевой игре)

Этапы проекта:

Подготовительный этап – 1 час.

  • презентация темы и целей проекта;
  • обсуждение темы проекта;
  • распределение “ролей”;
  • определение целей и задач работы;
  • составление плана работы;
  • ознакомление с критериями оценивания.

Основной этап – 2 недели.

  • сбор информации;
  • проведение исследований;
  • оформление результатов работы;
  • самоанализ работы.

Заключительный этап – 2 часа.

  • конференция – представление результатов работы;
  • анализ результатов;
  • рефлексия и интерпретация результатов.

Виды и формы работы учащихся:

Индивидуальная работа Работа в группе
Создать функциональное рабочее резюме.

Изучить методики собеседований, чтобы подготовиться и принять участие в ролевом собеседовании.

Самостоятельное проведение исследования, самостоятельное получение и анализ информации.

Изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета.

Систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний.

Построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде резюме, доклада, презентации публикации).

Распределить роли в рабочих группах (специалисты по вопросам занятости населения, социологи, специалисты по вопросам трудоустройства, специалисты по вопросам разрешения трудовых споров).

Поисковая практическая работа (в библиотеках, социологический опрос, анкетирование, интервьюирование).

Исследовательская работа (обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете).

Обработать передаваемую и получаемую информации (хранение, воспроизведение, редактирование).

Оформить результаты исследования в виде презентации, публикации (буклет, бюллетень).

Представление результатов исследования на конференции.

Задания по группам

Специалисты по вопросам занятости населения.

Учебные вопросы:

  • Занятость как социально-экономическая и правовая категория.
  • Принципы государственной политики в области занятости. Комплексные программы содействия   занятости различных уровней и правовые механизмы их реализации.
  • Правовая организация занятости и трудоустройства населения. 
  • Структура органов, обеспечивающих проведение и реализацию политики занятости. Федеральная государственная служба занятости, ее компетенция и правовое положение на рынке труда. Негосударственные организации содействия занятости и трудоустройству населения.

Социологи.

Задание для работы группы:

  • Провести социологические исследования по вопросам:

- Рейтинг профессий. Выбор профессий.
- Какие профессии выбирают уральские выпускники.
- Профессиональная ориентированность выпускников нашей школы.
- Анализ полученной информации и статистических данных.

  • Оформление результатов исследования (схемы, таблицы, диаграммы).

Специалисты по вопросам трудоустройства.

Учебные вопросы:

  • Проблемы трудоустройства как элемента занятости.
  • Трудоустройство как юридический институт. Место трудоустройства в системе занятости. Правовой статус субъектов отношений по трудоустройству. Правовой статус безработного. Виды занятости.
  • Виды трудоустройства. Трудоустройство увольняемых работников. Массовые увольнения и меры их предотвращения.
  • Трудоустройство молодежи и подростков. Трудоустройство инвалидов. Трудоустройство бывших военнослужащих и членов их семей. Трудоустройство лиц, освобожденных от уголовного наказания или вышедших из мест лишения свободы. Трудоустройство беженцев и вынужденных переселенцев.

Специалисты по вопросам разрешения трудовых споров.

Учебные вопросы:

  • Понятие трудового права и его предмет. Место в системе российского права.
  • Метод правового регулирования трудовых отношений.
  • Понятие и система правоотношений в трудовом праве.
  • Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству.
  • Правоотношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров непосредственно на производстве.
  • Правоотношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства.
  • Правоотношения по рассмотрению трудовых споров.

Виды деятельности учащихся в процессе проектной деятельности:

  • осознание научной и социальной значимости темы;
  • исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний;
  • методы проведения исследования: социологический опрос, интервью, анкетирование, тестирование;
  • получение и анализ информации из печатных и электронных источников;
  • систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний;
  • построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде резюме, доклада, консультации, презентации, публикации);
  • осмысление полученных данных и способов достижения результата;
  • оформление результатов исследования;
  • представление результатов исследования на конференции;
  • участие в ролевой игре;
  • анализ результатов своей деятельности;
  • рефлексия и интерпретация результатов.

Ожидаемый результат проекта:

  • целенаправленная активизация познавательной, мыслительной, поисковой деятельности учащихся;
  • применение методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);
  • закрепление навыков работы на ПК с использованием программ пакета MsOffice: Microsoft Word, MicrosofT Power Point, Microsoft Excel, MicrosofT Publicher;
  • повышение мотивации в получении дополнительных знаний;
  • проявление исследовательских и творческих способностей, способности к методической работе и самоорганизации, ответственности, самодисциплины;
  • проявление значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог).

Оценка результатов проекта: Представленные результаты работы (резюме, презентации, публикации, участие в ролевой игре) оцениваются согласно определенным требованиям, критериям (известны заранее).

Конспект урока – конференции по обществознанию, 11 класс

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Занятость населения.
2. Трудоустройство.
3. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

  • формирование культуры экономического поведения и определение своего места в сложном, противоречивом рыночном обществе;
  • формирование уверенности в обоснованности выбранной сферы профессиональной деятельности и перспективах личностного развития, самореализации и самоутверждения на основе трудовых принципов и норм, регулирующих жизнь современного человека.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

знать/понимать:

  • основы экономических явлений, процессов, понятий, обеспечивающих ориентацию в повседневной жизни;
  • экономическое значение и сущность таких базовых понятий, как “занятость населения”, “трудоустройство”, “трудовое право”, “трудовые правоотношения”, “рынок труда”, “заработная плата”;
  • перспективы социально-экономического развития нашего региона, города, основные отрасли экономики, профессии, наиболее распространенные в нашем регионе, городе.

уметь:

  • выносить аргументированные суждения по экономическим проблемам на примерах повседневной жизни;
  • использовать этику делового общения;
  • решать задачи, отражающие типичные социальные ситуации;
  • применять полученные знания для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • использовать нужную информацию по теме в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
  • пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • использовать основные виды публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.

иметь представление:

  • об экономических взаимосвязях в окружающем мире; принципах, закономерностях развития экономической жизни общества;
  • об особенностях социально-экономического развития России, Свердловской области.

ВРЕМЯ: 2 часа.
ТИП УРОКА: применение знаний и умений.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: конференция с элементами ролевой игры.
ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: коллективная, индивидуальная.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемный, частично-поисковый.
ВИДЫ РАБОТЫ: диалог, рефлексия.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество: Обществознание: 10-11 классы: В 2 ч. – М.: Просвещение,2006.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  1. мультимедийный проектор;
  2. личная карта участника конференции.

Учебные вопросы и расчет времени


п/п
Ход урока Время (мин)
1. Вводная часть:
  • проверить наличие учащихся в классе по журналу и готовность класса к занятию;
  • объявить тему, цели, учебные вопросы занятия.
5

2
3

2. Основная часть:

Введение к занятию (вводное слово учителя)

  • актуальность темы занятия;
  • объясняю порядок заполнения личной карты участника конференции (уч-ся заполняют ее в течение занятия)
  • довожу порядок проведения занятия и представляю помощников руководителя занятия

Учебные вопросы:

1. Занятость населения.

1.1. Занятость населения в Российской Федерации.
1.2. Занятость населения в Свердловской области.
1.3. История становления и развития государственной службы занятости населения Свердловской области.

2. Трудоустройство.

  • провожу фронтальный опрос по вопросам трудовых правоотношений.

2.1. Основные понятия. Вопросы трудоустройства: вакансии, кадры в РФ и Свердловской области.
2.2. Социологические исследования по профессиональной ориентированности выпускников нашей школы.
2.3. Проблемы трудоустройства молодежи.

3. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

  • рассмотрение вопроса происходит методом ролевой игры. (учащиеся взаимодействуют, выступая в качестве работодателя или его представителя (менеджера по персоналу) и работника).

3.1. Поиск работника.
3.2. Поиск работы.
3.3. Юридические основы составления трудового договора.
3.4. Оплата труда.
3.5. Охрана труда (социально-правовой аспект).

70

5

 

 

 

15

 

 

20

 

 

 

30

3. Заключительная часть:
  • подвести итоги занятия;
  • ответить на вопросы, возникшие в ходе занятия;
  • провести рефлексию;
  • дать домашнее задание.
5

1
2
1
1

Приложение 1

Приложение 2