Народные промыслы. Белгородский рушник

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • систематизировать знания детей о народных промыслах России;
  • развивать умение выполнять вариации орнаментальных композиций;
  • закрепить навыки кистевой росписи и симметричного вырезывания без предварительной разметки;
  • ознакомление с особенностями вышивки на Белгородчине;
  • воспитывать уважение к творчеству народных мастеров и интерес к занятиям народным искусством.

Оборудование: таблицы, образцы, карточки, записи народных мелодий.

Материалы и инструменты: бумага, краски, кисти, ножницы, клей.

Литература: Ботова, С.И. Рукотворная краса земли Белгородской./С.И.Ботова.- Белгород, 2000.-171 с.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная часть.

На фоне народной мелодии звучит стихотворение белгородского поэта Владимира Фёдорова “Белгородское полотенце”.

Белгородское
Полотенце,
Я в дорогу
Тебя беру,
Чтоб в прохладных
Сибирских сенцах
Ты прильнуло к щеке
Поутру.
И напомнило
Неширокий
Тихий ласковый
Наш Донец,
Белизну меловых отрогов,
Над которыми пел свинец.

Представьте себе суровый сибирский край. Что же согрело душу поэта вдали от родного края? Полотенце. Белгородское полотенце. Как символ родины, взял с собой в дальний путь белгородский рушник наш земляк Владимир Фёдоров.

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы подробнее познакомимся с искусством художественной обработки ткани на Белгородчине и создадим свои композиции вышивок на наших рушниках.

Но делать мы будем это не при помощи ниток и иглы, а используя краски и кисти.

4. Объяснение нового материала.

На фоне народной мелодии звучит стихотворение:

В посиделках девки пряли,
Они пряли веселились,
Всякая с своим дружком.
Вдруг мальчишка девке красной
Бросил взор свой распрекрасный,
Что-то на ухо шепнул,
Что шепнул, я не слыхала,
Как взглянул, я не видала,
Только милая узнала,
Что её он сердцу мил…

Это слова русской народной песни. Вот в такой непринуждённой обстановке начинался долгий и трудный путь происхождения ткани на Руси. Ещё много сил и умения должны были потратить русские женщины, прежде чем у них в домах появятся белоснежные рушники и скатерти, повседневные и праздничные рубахи, каждая вещь в доме была с любовью украшена волшебными узорами вышивки.

Давайте подробнее поговорим о рушниках, нынче мы называем их полотенца. Вы группами готовили сообщения. Вот сейчас мы и узнаем кто же более подробно раскроет нам свою тему.

- Из чего ткали полотенца?
- Какие обряды были связаны с этим предметом обихода?
- Какие виды полотенец имели место на Белгородчине?

Обобщение: Полотенца ручные ткали из бумажных нитей с добавлением льняных или замашных. Украшались разной ширины ярко-красными полосами. Иногда к краю полотенца пришивалось кружево, чаще покупное.

5. Практическая часть.

Сейчас вы превратите свои чистые листы бумаги в праздничные полотенца. Давайте вместе составим план нашей работы.

Рассмотрев образец, дети определяют этапы работы.

На доске появляется план.

  • Провести разной ширины красные линии на вертикальном листе бумаги.
  • Путём симметричного способа вырезывания выполнить имитацию кружева.
  • Приклеить кружево к основе.

6. Изобразительный этап.

- Каковы же сюжеты и мотивы народной вышивки наших предков?
- Какого цвета нити использовались в вышивке на Белгородчине?

Сообщения детей.

Обобщение: Так сложилось из века в век, что даже вышивка отображала плодородие наших чернозёмов. Следовательно, для вышивки использовался на Белгородчине чёрный цвет.

Сейчас вы, используя чёрную краску должны составить свои варианты орнаментальных вышивок для праздничного рушника.

- Давайте вспомним, что же такое орнамент?

Работа со словарём терминов.

Орнамент – узор построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или изобразительных элементов.

Перед вами таблица на доске и индивидуальные карточки на партах.

Скажите, пожалуйста, какой же орнамент мы будем сейчас составлять?

Геометрический орнамент – один из древнейших. Он напоминает ветхие письмена. Их исконное значение – магическое заклинание, стремление уберечься от несчастий и бед этого мира. И перед вами основные магические защитные символы. Давайте попробуем составить из них орнаментальный узор.

Самостоятельная работа детей.

Во время работы звучат народные мелодии.

7. Заключительная часть.

На доске организовывается выставка работ.

Посмотрите, какие чудесные вариации вышивок у нас получились. Мы не зря сегодня трудились. Эти эскизы девочки могут использовать, вышивая свои работы на уроках технологии.

Обратите внимание на работы наших учениц.

(Выставка вышивки, работы учащихся нашей школы).

Давайте ещё раз воочию убедимся, что вышивка была, есть и будет присутствовать в нашей жизни, как символ величия и непревзойдённого мастерства наших предков.

8. Рефлексия.

А сейчас скажите, какие два основные ключевые слова можно назвать на сегодняшнем уроке? Рушник и вышивка. Давайте по вариантам составим синквейн, используя эти понятия.

1 строка – название;
2 строка – два прилагательных;
3 строка – три глагола;
4 строка – фраза на тему;
5 строка – существительное.

По желанию дети озвучивают свои работы.

Например:

  1. Рушник.
  2. Красивый, свадебный.
  3. Украшает, объединяет, очищает.
  4. Рушник присутствует в жизни каждого человека.
  5. Достояние.
  • Вышивка.
  • Народная, орнаментальная.
  • Украшает, оберегает, символизирует.
  • Русская вышивка – лучший узор.
  • Волшебство.

Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок не пройдёт для вас бесследно. Ведь пока живут и здравствуют на Белгородчине самобытные певцы и музыканты, мастера декоративно-прикладного искусства, люди, почитающие обычаи и традиции предков, и пока жива у нас жажда познания, не иссякнет кладезь народной художественной культуры края.