Образовательная программа элективного курса "Человек и окружающая среда". 9-й класс

Разделы: Физика, Биология

Класс: 9


Задачи курса:

  1. Систематизировать и обобщить имеющиеся знания по разделам “Человек”, 8 класс и “Физика”.
  2. Научить учащихся планировать и осуществлять исследовательскую деятельность в мини-лабораториях.
  3. Научить извлекать из текста-источника и материалов экскурсий необходимую информацию и создавать на ее основе вторичные тексты-конспекты, рефераты и презентации.
  4. Развивать навыки публичного выступления: работать в качестве докладчика, оппонента и рецензента.

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

Тема занятия. Лекционные часы. Экскурсионные занятия. Практические часы.
1. Введение. 1    
2. Вода – основа жизни. 2 2 2
3. Пища – химия жизни. 3 1 1
4. Свет. 2   3
5. Температура. 2 2 1
6. Воздух. 3 1 1
7. Искусственные факторы. 1 1 1
8. Социальные факторы. 1 1 2
  Итого часов: 34 15 8 11

К концу данного курса учащиеся должны обладать организационными, интеллектуальными, информационными и коммуникативными умениями и навыками:

  1. Планировать свою деятельность.
  2. Работать с дополнительными источниками информации: осуществлять библиографический поиск, поиск информации в Интернете.
  3. Задавать цели своей деятельности, выстраивать пути решения возникшей проблемы, проводить анализ полученных данных.
  4. Определять методы исследования и осуществлять практические работы, делать обобщения, выводы, сравнивать и обобщать.
  5. Обладать навыками информационной переработки текста, редактировать свое выступление, рецензировать работу товарищей.
  6. Быть инициативным, предлагать нестандартные решения, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Конечный результат.

Создание банка данных по курсам биологии, химии, физики на основе: реферативных работ учащихся в письменном виде, в виде кластеров с теорией вопроса, презентаций, а также моделей, отражающих физиологию процессов организма человека.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

  1. Особенности вод нижнеивкинских минеральных источников, их лечебные свойства.
  2. Лечебно-оздоровительные факторы курортной зоны п. Нижнеивкино.
  3. Экологические проблемы п. Нижнеивкино и пути их решения.
  4. Моделирование физиологических процессов организма человека.

Описание условий для реализации программы курса.

Поселок Нижнеивкино расположен в районе природных и минеральных источников, воздух сильно ионизированный, что способствует проведению наблюдений и постановке опытов в естественных условиях.

В работе используются учебные приборы и оборудование кабинетов химии, физики, биологии. Имеется видеотека школьного методического кабинета, оборудованный компьютерный класс на 10 учебных мест с выходом в Интернет. Допуск для проведения исследовательских школьных работ в некоторые лаборатории ВОС ЗАО санаторий “Нижнеивкино” позволяет выполнить эксперименты технически правильно. Возможность посещения кабинетов, а также работа и консультации специалистов ЗАО “Санаторий Нижнеивкино”.

ПРОГРАММА.
(34 часа, 1 час в неделю).

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ (1 ч).

Тема 2. ВОДА – ОСНОВА ЖИЗНИ (6 ч).

“Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете…” (Антуан де Сент-Экзюпери).

Вода глазами физика. Строение и физические свойства воды. Вода глазами биолога. Роль воды в организме человека, животных. Водный баланс организма. Проблема очистки воды. Память воды.

Оборудование: схемы и таблицы для размещения на доске и демонстрации на экране. Приборы и материалы к демонстрационным и лабораторным исследованиям. Видеофильм “Память воды”, “Свойства воды их значимость в жизни”

Демонстрация: Степень растворения газов в оде в зависимости от ее температуры. Физические свойства воды.

Лабораторный практикум: Вода как растворитель. Выделение воды при плазмолизе. Потеря растением тургорного давления. Лаковая кровь. Исследования воды природных источников в мини-лабораториях. Проверка гипотезы о том, что вода имеет память.

Экскурсии: Экскурсия на ВОС санатория “Нижнеивкино”., музей Циолковского “Вода в космосе и ее свойства в невесомости”

Тема 3. ПИЩА – ХИМИЯ ЖИЗНИ (5ч).

“Я люблю жизнь и хочу жить…”

Наука эргометрия. Значение умения рассчитывать работу человека. Единицы работы – Джоуль, калория. Пища – источник энергии человека. Пищевые добавки. Рациональное питание, составление меню.

Оборудование: таблица “Химический состав организма человека”; карточки с рисунками для составления схемы “Проникновение ионов металлов в организм человека”. Растворы солей свинца и белка, свежие фрукты, соки. Видеофильм “Транспорт в городе”, диск “Работа, мощность, энергия”

Лабораторный практикум: Взаимодействие солей свинца с белком. Определение витаминов в пищевых продуктах. Определение нитратов в пробе воды из реки в мини-лабораториях. Определение параметров здорового человека (пульс, частота дыхания, давление, вес), определение выносливости и тренированности организма после физической нагрузки (10 приседаний). Определить работу совершенную человеком при подъеме по лестнице на 3 этаж школы, определить максимальную мощность и рассчитать количество “сгоревших” калорий. Исследование: “Сопоставление калорийности питания школьника с энергетическими затратами в течение учебного дня”.

Экскурсии: На завод минеральных вод.

Тема 4. СВЕТ (5 ч).

“Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей”. В.Гете.

Природа света. Два взгляда на природу света. Глаз как оптический прибор. Строение хрусталика. Линза. Построение изображений даваемых линзами. Преломление. Заболевания глаз. Профилактика заболеваний. Физиология зрения.

Оборудование: Фотоаппарат. Собирающая линза. Таблица “Строение зрительного анализатора”. Тестовые задания. Диск “Оптика. Оптические явления”

Лабораторный практикум: 1. Работа хрусталика при различном удалении предмета от глаза. Определение расстояния наилучшего зрения (самонаблюдения). 2. Наблюдение различных типов изображения в линзах. 3. Исследование особенностей зрения человека (“Обнаружение слепого пятна”, “Наблюдение изменения диаметра зрачка”, “Определение аккомодации глаза”, “Обнаружение борьбы полей зрения”, “Наблюдение особенностей бинокулярного зрения”, “Наблюдения оптического несовершенства глаза”)

Тема 5. ТЕМПЕРАТУРА (5 ч).

“Оказывается, организм человека может выдержать нагрев до 44-44,5 градусов и в редких случаях до 45 градусов. Любые средства защиты от болезней, дождя, ветра, холода, жары были бы бесполезны, если бы человеческий организм сам не обладал защитными свойствами”.

Влияние температуры на жизнь человека. Тепловые характеристики человека. Жизнестойкость микроорганизмов. Системы закаливания.

Оборудование: Карточки с заданиями, бочонок с фишками, секундомер. Термометр.

Экскурсии: В водогрязелечебницу “Лечебные процедуры с использованием различных температур”. В баню-сауну “Принцип устройства и работы сауны. Оздоровительная сауна”.

Лабораторный практикум: моделирование принципов работы сауны и выявление их эффективности на живой организм. Исследование суточных колебаний температуры человека.

Тема 6. ВОЗДУХ (5 ч).

“ Ваша болезнь требует простого лекарства – воздуха. Побольше его и наяву, и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клетку свою свежим воздухом…” из романа Павленко “Счастье”.

Состав, загрязнение атмосферы и научные методы борьбы с ним. Угроза парникового эффекта – миф или реальность. Влажность воздуха, методы измерения. Воздушные ингаляции как способ лечения органов дыхания. Атмосферное давление и его влияние на организм. Особенности дыхания при высоком и низком атмосферном давлении.

Оборудование: Таблицы “Процентное содержание газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе”, “Изменение процентного содержания газов в воздухе в течение рабочего дня в помещении”, секундомер, доклады учащихся на темы: “Анализ воздуха в школе”, “Вредные привычки”, “Грибы в воздухе”, “Особенности обоняния у человека”. Прибор “Дыхательные клапаны”. Кристаллизатор с водой. Свеча, пробка, подогнанная к отверстию воронки. Психрометр.

Лабораторный практикум: 1. Доля кислорода в воздухе. 2. Сравнение содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе с помощью прибора. 3. Моделирование процесса дыхания.

Экскурсии: В спелеокамеру.

Тема 7. ИСКУССТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ (3 ч).

Физика в быту. Электрические и магнитные явления в медицине.

Экскурсии: В физиотерапевтический кабинет.

Лабораторный практикум: Выявление влияния данных факторов на организм человека, работа с дополнительной научной литературой.

Тема 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ (4 ч).

Профориентация. Выбор профессии. Пути решения экологических проблем.

Лабораторный практикум: Оценка санитарно-гигиенического качества своего рабочего места.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Безденежных Е.А, Брикман И.С. Физика в живой природе и медицине. – Кмев.: Радяннська школа, 1976.
  2. Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога. – М.: Наука, 1986
  3. Енохович А.С. Справочник по физике – М. Просвещение, 1990
  4. Жостан В.И. Природа наших ощущений. – М.: Просвещение, 1983.
  5. Журналы: “Химия, биология, физика в школе”.
  6. Журнал-газета “Первое сентября” по биологии, физике.
  7. Сонин Н.И. “Человек” 8 класс, М. “Дрофа”. 2002.
  8. Соросовский образовательный журнал.
  9. Д. Квасничкова, В. Калина “Схемы по экологии и методическая разработка к ним” М. “Устойчивый мир” 2001.
  10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”, издательство “Учитель”, 2005.
  11. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем необычный урок”, практическое пособие, Воронеж. 2006.
  12. Перельман Я.И Занимательная физика. - Кн. 1,2-М.: Наука, 1976
  13. Хрипкова А.Г. , Колесов Д.В. “Гигиена и здоровье”, Москва. “Просвещение”, 1983.
  14. Федорова А.А Глаз как оптический прибор //Физика. Приложение к газете “Первое сентября”. – 1977.-№ 36