Урок для 9-го класса с использованием ИКТ по теме "Металлургический комплекс России"

Разделы: География


Цели и задачи урока:

  • Продолжить формирование представлений об основных межотраслевых комплексах;
  • Выявить особенности и значение металлургического комплекса,
  • Сформировать представления о факторах размещения и географии чёрной металлургии;
  • Развивать умения работать с различными источниками географической информации;
  • Развивать навыки коммуникативного общения.

Тип урока: изучение нового материала.

Средства обучения: настенная карта “Металлургия России”, тематические карты атласа, мультимедиа-курс географии для 9 класса под ред. В.П. Дронова, проектор, компьютер, конверты с заданиями для групповой работы, контурные карты, магнитная доска.

Методы и формы учебной деятельности: частично-поисковая деятельность учащихся в группах на основе анализа карт атласа, текста учебника, статистических материалов.

Номенклатура: месторождения железных руд: Качканар, КМА, Костомукша, Горная Шория, Ковдорское, Коршуновское.

Центры чёрной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Нижний Тагил, Магнитогорск, Новокузнецк, Челябинск.

Ход урока

1 этап. Мотивационный. (4 минуты)

Сегодня мы познакомимся ещё с одним межотраслевым комплексом. Продукция этого комплекса – важнейший конструкционный материал, используется как сырьё для машинной индустрии. Назовите этот комплекс и его продукцию. (Отв.: металлургический комплекс, производит различные металлы.)

Вспомним, что такое “межотраслевой комплекс”? (Отв.: Группа отраслей, взаимно перекрывающихся между собой и имеющих общий конечный результат.)

Вам знакомы названия двух отраслей, входящих в состав металлургического комплекса. Назовите их. (Отв.: чёрная и цветная металлургия.)

Запись темы урока в тетрадь.

2 этап. Объяснение учителем нового материала (5 мин.)

Узнаем об особенностях комплекса. На магнитную доску прикрепляются карточки с названиями особенностей: “Металлоёмкость”, “Концентрация и комбинирование”, “Комплексообразующее значение”. Беседа о каждой особенности. Запись в тетради. Понятие “комбинат”.

Чёрная металлургия. (заголовок в тетради)

Сегодня мы остановимся на рассмотрении одной из отраслей – чёрной металлургии. Для начала познакомимся с процессом производства металлов.

Слайды “Производственный процесс в чёрной металлургии”

Рассказ учителя о производственном процессе. Вопрос: что является продукцией чёрной металлургии? (Отв.: чугун, сталь, прокат)

3 этап. Поисковая и аналитическая деятельность в группах.

1. Групповая работа (10 мин.)

Группа №1 – “геологи”. Задание: на основании данных таблицы 1 и карт атласа рассказать о размещении месторождений сырья – железной руды.

Таблица 1. Месторождения железной руды в России.

Экономический район Субъект Федерации Бассейн, месторождение
Северный Мурманская область

Республика Карелия

Ковдорское

Костомукшское

Центрально- Чернозёмный Курская область Курская магнитная аномалия (КМА)
Уральский Свердловская область

Челябинская область

Качканарское

Новобакальское

Западно-Сибирский Кемеровская область Горная Шория (Темиртау)
Восточно-Сибирский Иркутская область Коршуновское

Группа №2 – “эксперты-технологи”. Задание: На основании текста учебника рассказать о типах предприятий чёрной металлургии. Заполнить таблицу 2:

Тип предприятий Особенности
Металлургический комбинат  
  Сталеплавильные и сталепрокатные заводы
Производство ферросплавов  
  Производство стали в электропечах
Малая металлургия  

Группа №3 – “эксперты”. Задание: На основании таблицы 3 и карт атласа рассказать о размещении предприятий чёрной металлургии.

Таблица 3. Чёрная металлургия России.

А) Металлургия полного цикла:

Экономический район Субъект Федерации Центры
Северный Вологодская область Череповец
Центральный Тульская область Тула
Центрально-Чернозёмный Липецкая область

Белгородская область

Липецк

Старый Оскол

Уральский Свердловская область

Челябинская область

Нижний Тагил

Челябинск, Магнитогорск

Западно-Сибирский Кемеровская область Новокузнецк (Кузнецкий комбинат, Западно-Сибирский комбинат)

Б) “Передельная металлургия”.

Экономический район Субъект Федерации Центры
Северо-Западный Санкт-Петербург Санкт-Петербург
Центральный Москва Москва
Поволжский Волгоградская область Волгоград
Уральский Удмуртская республика

Свердловская область

Ижевск

Екатеринбург

Группа №4 – “эксперты-аналитики”. Задание: с помощью текста учебника и карт атласа установить факторы размещения предприятий чёрной металлургии, заполнив таблицу 4.

Предприятия чёрной металлургии Источники сырья и топлива
Сырьё – . . . . . Топливо – каменный уголь
Уральские заводы: Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил. Казахстан Кузнецкий угольный бассейн
Металлургия Центра России: Липецк, Тула. Курская Магнитная Аномалия . . . .
Череповец . . . . . Печорский угольный бассейн
Сибирские заводы: Новокузнецк Горная Шория . . . .

Группа № 5. – “экологи”. Задание: используя статистические данные, заполнить таблицу и сделать выводы.

Регионы – лидеры по производству проката чёрных металлов. Место по выбросу токсичных отходов производства. Место по сбросу загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты. Место по выбросам загрязняющих атмосферу веществ.
1. Челябинская область.      
2. Вологодская область.      
3. Кемеровская область.      
4. Липецкая область.      
5. Свердловская область.      

Для выполнения задания группе выдаются следующие статистические данные:

Регионы России – лидеры по негативному влиянию на окружающую среду

Сброс загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты. Загрязняющие атмосферу вещества, отходящие от стационарных источников. Токсичные отходы производства.
Регионы России % от общего российского показателя Регионы России % от общего российского показателя Регионы России % от общего российского показателя
Российская Федерация 100 Российская Федерация 100 Российская Федерация 100
г. Москва 10,5 Красноярский край 14,1 Челябинская область 13,7
Краснодарский край 8,7 Тюменская область 9,2 Кемеровская область 13.6
г. Санкт-Петербург 5,9 Свердловская область 6,9 Вологодская область 10,7
Иркутская область 4,1 Ханты-Мансийский авт. округ 6,1 Красноярский край 10,7
Свердловская область 3,8 Челябинская область 5,2 Оренбургская область 6,6
Челябинская область 3,5 Кемеровская область 4,8 Республика Коми 5,8
Кемеровская область 3,3 Республика Коми 4,8 Республика Башкортостан 4,6
Красноярский край 2,9 Вологодская область 3,6 Липецкая область 4,0
Московская область 2,9 Республика Башкортостан 3,0 Свердловская область 3,1
Самарская область 2,9 Пермская область 3,0 Ленинградская область 2,5

2. Выступления представителей групп с результатами работы в группах (18 мин.)

а) Отчёт “геологов” с размещением на настенной карте значков “месторождения железных руд”.

Слайд “Сырьё”

Просмотр слайда, повторение названий месторождений сырья, отметка в контурной карте месторождений железной руды.

б) Отчёт “экспертов-технологов” о типах предприятий. Карточки с названиями типов вывешиваются на доску. Запись названий в тетрадь с устными объяснениями о том, как поняли особенности каждого типа.

Насколько понятно было объяснение группы?

в) Отчёт группы “экспертов” о размещении предприятий (заводов полного цикла и “передельной” металлургии) с одновременным показом на настенной карте с помощью условных знаков.

г) Просмотр слайда “Факторы размещения”.

Слайд “Факторы размещения”

Отчёт “экспертов-аналитиков” о факторах размещения некоторых предприятий с одновременной демонстрацией на настенной карте и изображении на слайде. Запись в тетради факторов размещения металлургических предприятий.

д) Отчёт “экологов”. Запись вывода о влиянии чёрной металлургии на экологическую ситуацию.

4 этап. Закрепление (5 мин.)

Анализ получившегося на настенной карте изображения. Понятие металлургической базы.

Слайд “Металлургические базы”

Повторение по слайду названий крупных центров чёрной металлургии, источников сырья и топлива, размещения главных металлургических баз России.

5 этап. Подведение итогов, выставление оценок (3 мин.)

Домашнее задание: парагр.27, отметить и подписать в контурной карте месторождения железной руды и крупнейшие металлургические комбинаты.

Список используемой литературы:

  1. Холина В.Н. География: Пособие для поступающих в ВУЗы / В.Н. Холина, Т.М. Бунакова – М: Дрофа, 2004.