Организация первичной профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательном учреждении

Разделы: Социальная педагогика


В последнее десятилетие для нашей страны употребление несовершеннолетними

алкоголя и наркотических веществ превратилось в проблему, представляющую серьезною угрозу здоровью населения, социальной сфере и порядку. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании.

Отсутствие знаний, навыков и современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения, не позволяют им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. В связи с этим возникла необходимость создания на базах образовательных учреждений наркологических постов (постов здоровья), целью которых являлось пропаганда здорового образа жизни среди учащихся и родителей. Основными направлениями работы по профилактике ПАВ в рамках наркопоста стали:

  • профилактическая работа с учащимися и родителями;
  • диагностическая;
  • организационно-методическая.

Приоритетной задачей в условиях усиливающейся наркоагресии является организация системы первичной, позитивной, профилактики.

Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются:

  • изменение целостного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
  • сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательного учреждения.

Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

  • формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
  • формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а так же ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;
  • внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а так же технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
  • развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка «группы риска наркотизации» и ребенка, заболевшего наркоманией.

Воспитательно-педагогическая работа с детьми в рамках первичной профилактики включает в себя:

  • внедрение образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни, на предупреждение употребления ПАВ;
  • разработку и внедрение внутришкольных и межшкольных антинаркотических мероприятий;
  • распространение и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты для учащихся среднего и старшего школьного возраста;
  • организация волонтерского движения школьников.

В данное время в нашей школе профилактическая деятельность строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями всех специалистов школы, и, конечно же, родителями и волонтерами. Важным моментом в организации первичной, позитивной профилактики является использование различных образовательных технологий, которые делают процесс обучения и воспитания целостным, обеспечивают развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков.

Одна из широко используемых в нашей школе технологий является проектная. За те годы, которые работает наркопост, заметно увеличилось количество проектов имеющих профилактическую направленность, подготовленных к конкурсу «Ученик года»: «Береги здоровье смолоду», «Объявим бой сигарете», кроме того, учащиеся 9-11 классов прошедшие обучение в школе «юного добровольца» по проекту «Да» в течение всего года реализуют проекты, направленные на профилактику социально-негативных явлений. Так же профилактические проекты разрабатываются и осуществляются в рамках такого предмета как «Этика и психология семейной жизни».

Технология интеграции так же актуальна в нашей школе. Педагоги и специалисты проводят интегрированные уроки, направленные на профилактику социально-негативных явлений, что позволяет профилактическую работу сделать более эффективной и полезной, повысить интерес у учащихся к предмету, получить им более глубокие знания. С учителями биологии проводится урок- спектакль «Суд над Табаковой Сигаретой Никатиновной», уроки, с просмотром кинофильма «Дневник Насти». Интегрированные уроки проводятся так же с учителями информатики, ОБЖ, ИЗО, на них широко используется компьютерная технология.

На базе школы с 2004 года реализуется превентивная программа «Полезная прививка», целью которой является формирование ответственного поведения учащихся в условиях неблагоприятной обстановки ВИЧ/СПИДа по снижению риска распространения инфекции среди подростков.

В профилактической работе широко используются игровые технологии, основанные на активизации деятельности учащихся: ролевые игры, деловые игры, спектакли для начального и среднего звена, подготовленные школьными волонтерами: «Как медведь трубку курил», «Суд над табаком».

Тестовая технология используется при проведении блока профилактических уроков с целью проверки полученных знаний учащимися.

Технология сотрудничества представлена в школе волонтерским движением, целью которого является повышение эффективности работы наркологических постов через привлечение к их деятельности учащихся среднего и старшего звена. Специалисты нашей школы считают его на сегодня одним из актуальных и значимых в профилактике ПАВ. Школьные волонтеры участвуют в организации и проведении школьных и районных профилактических акций, таких как «Сигарета на конфету», «СПИД не спит, будь осторожен», «Цена сигареты» и тд. Так же ребята занимаются выпуском ежемесячной стенгазеты «Голос наркопоста», которая затрагивает социально-значимые проблемы пивного алкоголизма, наркомании. Тесно сотрудничают со школьным психологом, который помогает проводить диагностику по волнующим, актуальным вопросам. Ежегодно на ученической конференции ребята награждаются почетными грамотами. На основании опроса проведенного среди школьных волонтеров выясняется, что эта работа им дает:

  • повышение своего авторитета среди сверстников и взрослых, уверенность в себе;
  • чувство общности и собственной значимости;
  • ощущение успеха и удовлетворенности, когда в работе все получается;
  • интересное общение;
  • заполненный интересными делами досуг;
  • формирование навыков работы в команде;
  • положительные эмоции.

Стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентирует не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья – освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого, социально-ориентированного человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.

В нашей школе «стержнем» первичной, позитивной профилактики является использование педагогических, образовательных технологий, которые обеспечивают развитие ценностей здорового образа жизни у учащихся и взаимосвязь с учебным процессом. Делают профилактическую работу интересной и деятельностной для ребят, результативной.