Исследовательская работа "О чем могут рассказать денежные купюры"

Разделы: Внеклассная работа


Введение

С деньгами своей страны человек знакомится еще в семье, через родителей: на какой бумаге их печатают, какие на них рисунки и узоры. Беря в руки денежные купюры, я обращал внимание, что они имеют разный цвет, разные узоры и изображения, а вот надписи нанесены одним способом, имеется изображение герба страны. От своих родителей я узнал, что деньги были не всегда такими. Они изменили размер, цвет, рисунки. Все это связано с изменениями в истории страны. А если сравнить денежные купюры разных времен, можно ли узнать об этих изменениях?

Гипотеза: предположим, что денежные знаки являются своеобразным источником при изучении истории страны.

Цель исследования: проверить, поможет ли изучение денежных купюр расширить мои знания по истории страны.

Задачи:

  1. Изучить денежные купюры последних десятилетий.
  2. Сравнить мои выводы с историческими сведениями.
  3. Провести исследование знаний моих одноклассников по теме данной работы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • поиск денежных купюр
  • изучение денежных купюр
  • составление сравнительной таблицы
  • изучение литературных источников
  • анкетирование учащихся

Был составлен план исследования:

  1. Выяснить у взрослых, менялись ли деньги в последнее время.
  2. Найти денежные купюры разных годов выпуска.
  3. Систематизировать денежные знаки по периодам.
  4. Сравнить денежные купюры последних десятилетий.
  5. Обобщить свои выводы.

Если будут выявлены проблемы, то:

  1. Изучить литературные источники.
  2. Найти информацию в сети Интернет.
  3. Спросить у других людей.
  4. Обобщить полученные сведения.
  5. Сделать выводы.

По ходу работы план был дополнен следующими пунктами:

  1. Составить анкету для одноклассников.
  2. Провести анкетирование одноклассников по теме исследования.
  3. Обобщить полученные результаты анкетирования.
  4. Обобщить результаты всей работы.
  5. Проверить, нашла ли гипотеза свое подтверждение.
  6. Определить, можно ли продолжить исследование в данном направлении.

Глава 1. Результаты изучения денежных купюр

Мною были собраны и изучены бумажные денежные знаки образца 1961 г, 1993 г. и 1997г. (Приложение 1)

В результате исследования бумажных купюр была составлена сравнительная таблица.

Сравнительная таблица

Параметры 1961 г. 1993 г. 1997 г.
Название страны СССР Россия Россия
Государственная символика Герб Советского Союза Трехцветный флаг Герб России
Изображения
  • денежный знак 3-рублевого достоинства – Большой Кремлевский дворец
  • 5-рублевого – изображение Спасской башни Московского Кремля
  • на банкнотах достоинством в 10; 25; 50 и 100 рублей – портрет В.И. Ленина
  • трехцветный российский флаг над домом Советов;
  • аббревиатура НБР – Национальный Банк России
Памятники городовгородов России:
  • денежный знак 10-рублевого достоинства – Красноярска
  • 50-рублевого достоинства – Санкт- Петербурга
  • 100-рублевого достоинства – Москвы
  • 500-рублевого достоинства – Архангельска
  • 1000-рублевого достоинства – Ярославля
  • 5000-рублевого достоинства – Хабаровска
Язык, на котором выполнены надписи Номинал денежной купюры на 15 языках На русском языке На русском языке

 Проделанная работа помогла узнать, что раньше наша страна называлась СССР (Союз Советских Социалистических Республик). Герб СССР представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара в лучах восходящего солнца и обрамлении колосьев, переплетенных 15 ленточками. На верху герба имеется пятиконечная звезда. Первым руководителем страны был В.И. Ленин.

С начала 90-х годов наша страна стала называться Россией. Символами государства являются трехцветный флаг и герб, на котором изображен двуглавый орел.

В то же время у меня появились вопросы:

  1. Почему на купюрах 1961 года обозначение номинала выполнено на 15 языках.
  2. Почему к 1993 году наша страна стала называться Россией, не СССР?
  3. Почему на банкнотах образца 1993 года нет изображения герба?
  4. Почему на купюрах образца 1997 года появились изображения различных городов?

Глава 2. Результаты поиска информации и анкетирования учащихся

Я обратился к литературным источникам, к взрослым. В результате поиска мне удалось установить:

  1. В 1961 году в состав СССР входило 15 союзных республик: Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Литва, Латвия, Молдавия, РСФСР, Туркмения, Таджикистан, Украина, Узбекистан, Эстония. Денежные знаки были едиными для всего государства, поэтому обозначение номинала денежной купюры было выполнено на 15 языках, а на гербе 15 ленточек.
  2. В 1990 году был учрежден пост президента СССР. Первым и единственным президентом стал М.С. Горбачев. Свои президенты были избраны и в республиках. Республики стремились к самостоятельности и постепенно, одна за другой, заявили о своем выходе из состава Советского Союза. В декабре 1991 года Советский Союз прекратил свое существование. Все республики стали независимыми государствами. В составе Советского Союза наша республики называлась РСФСР (Российская Советская Социалистическая Республика), с начала 90-х годов она стала называться Россией или Российской Федерацией.
  3. В связи с распадом Советского Союза, прежний герб, как символ единства 15 республик, утратил свою значимость. Новый герб еще не был учрежден. Поэтому на купюрах образца 1993 года нет изображения герба.
  4. Денежная купюра является изделием художественного ремесла, отражает культуру народа, страны, поэтому на купюрах стали изображать памятники и памятные места различных городов.

Билеты банка России выпуска 1997 г., в ходу и сейчас. В 2006 г. в обращение была выпущена купюра номиналом 5000 рублей. Возможно, что Госбанк России может выпустить купюры и другого номинала. Что можно изобразить на этих купюрах?

Глава 3. Результаты анкетирования учащихся

С целью изучения приоритетов одноклассников было проведено анкетирование. В анкетировании приняло участие 20 учащихся 3”А” класса. Им было предложено ответить на вопросы:

  1. Что бы вы предложили изобразить на денежной купюре?
  2. Почему именно это изображение?

Результаты анкетирования учащихся

На первый вопрос учащиеся ответили, что они хотели бы изобразить на купюре:

  1. Города России: Новгород, Владивосток, Иркутск, Зиму, Саянск. – 6 чел (30%)
  2. Президента России. – 5 чел. (25%)
  3. Знаменитых людей страны. – 4 чел. (20%)
  4. Животных. – 3 чел. (15%)
  5. Озеро Байкал. – 2 чел. (10%)

На второй вопрос пояснили:

  1. Продолжить изображение исторических памятников различных городов, чтобы все люди о них узнали.
  2. Портрет вновь избранного президента Дмитрия Медведева, потому что он в 2008 году был избран президентом, много хорошего сделает для России.
  3. Чтобы люди не забывали знаменитых людей своей страны: Александра Невского, князя Владимира, Ярослава Мудрого, Александра Суворова и др.
  4. Изображение медведя, собаки, кошки, рыси могут напомнить людям, что они нуждаются в их защите.
  5. Такого озера, как Байкал, нет ни в одной стране.

Данные анкет позволяют сделать вывод, что моим одноклассникам интересна данная тема. Они любят свою Родину, гордятся своим президентом, своими предками, хотят, чтобы страна стала еще лучше.

Заключение

Подводя итог работы, можно сделать вывод, что моя гипотеза нашла свое подтверждение:

денежные знаки являются источником при изучении истории страны;

по денежным знакам можно проследить изменение государственных символов;

- монеты и купюры являются изделиями художественного ремесла и могут быть также источником по изучению истории искусства.

Данная работа помогла мне узнать, что изучением бумажных денег занимается бонистика, а изучением монет – нумизматика. Бонистика выделилась из нумизматики в XX веке. Термин “бона”, от которого происходит слово “бонистика”, возник во Франции в XIX веке для обозначения отдельных видов ценных бумаг. Бонистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая вышедшие из употребления денежные знаки и боны как исторические документы, отражающие экономическое и политическое положение общества в конкретную историческую эпоху.

Исследования по данной теме можно продолжить по некоторым направлениям:

  • можно ли по денежным знакам проследить экономическое или политическое развитие страны;
  • изображение животного мира на банкнотах разных стран;
  • геральдика и бонистика;
  • нумизматика
  • и др.

Список литературы

  1. Я познаю мир. История. Москва, АСТ, 1997г.
  2. История. Энциклопедия для детей. Москва, “ОЛМА – ПРЕСС”, 2003г.
  3. www.bonistika.net
  4. www.bonistikaweb.ru