Открытый урок по русскому языку в 3-м классе по теме "Закрепление изученного о глаголах прошедшего времени"

Разделы: Начальная школа


Автор учебника: М. С. Соловейчик; Н. С. Кузьменко.
Цель: обобщить полученные знания о глаголах прошедшего времени, формировать умение выделять в речи глаголы прошедшего времени, опираясь на вопросы и приметы, развивать орфографическую зоркость, воспитывать интерес к предмету, культуру учебного труда.

Ход урока.

I.Организационный момент.
II. Объявление темы, цели.

  • Назовите тему, над которой работали на предыдущих уроках.
  • На прошлых уроках мы работали по теме: «Глагол. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и в единственном числе по родам.»
  • Сегодня мы будем работать по теме: «Закрепление изученного о глаголах прошедшего времени, опираясь на вопрос и примету, решать орфографические задачи».

III. Актуализация опорных знаний:

  • Каждый из вас должен быть внимательным, активным, умело использовать в речи глаголы не только на уроке русского языка, но и на других уроках, а также в повседневной жизни, чтобы ваша речь была выразительной и красивой.
  • Запишите число, классная работа. Красиво и аккуратно. А также пословицу:

Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печке лежит. (Решая орфографические задачи. Пословицу можно написать с ошибками. )

  • Как вы понимаете смысл пословицы.
  • Вывод: вот и мы с вами будем идти дальше по ступенькам знаний, открывая тайны русского языка.
  • А для того чтобы справиться с поставленной задачей, вы выполните следующее задание.

IV. Работа над темой урока. Закрепление.
Распределите в три группы слова на карточках, которые лежат перед вами.
Работаем в парах.
Слова: дорога, растение, ученик, мягкий, ловкий, снежный, зимовать, читаем, рассказал.

  • По какому признаку разбили все слова на группы? (По частям речи.)
  • Какие три особенности мы знаем? (Вопрос. Что обозначает? Как изменяются?
  • Что такое имя существительное?
  • Что такое глагол? Как изменяется?
  • Что мы знаем о глаголах прошедшего времени.
  • Вопросы. Как изменяются? Примета.
  • Расскажите , что вы знаете о глаголах в данном упражнении.

Зимовать - неопределенная форма.

  • Что такое неопределенная форма?

Читаем - наст. время.
Рассказал – прошедшее время.

  • Вывод. (Можно разобрать слова каждой группы.)

Глаголы прошедшего времени:

  1. Вопросы,
  2. Как изменяются,
  3. Примета.

V. Физминутка.
VI. Самостоятельная работа. Упражнение 300.
Проверка.

  • Прочитать задание по учебнику.
  • Отметить û те слова, которые диктуют глаголам форму числа и рода. Выписать их вместе с глаголами.

пес зала…л
конь уб…жал
груша (с)в…лилась
за…оро…ка п…к..силась

  • Как решали орфографические задачи?
  • Какие слова диктуют глаголам форму числа и рода? (Имя существительное)

VII. Упражнение в употреблении в речи глаголов.
Кто так зимует? Белочка (насушила, насушило, насушил) грибов. Медведь (заснул, заснула, заснуло) в теплой берлоге. Заяц (сменил, надела, приготовило) серую шубку на белую.
Дополнительное задание:
(Сыпал, валил, падал) редкий, мягкий снежок.
Вывод.
VIII. Работа над тестом.
I. Тест.
Тест.
1. Форма глаголов прошедшего времени отвечает на вопрос:
а) что сделали?
б) что сделать?
в) что делают?
2. Примета глагола прошедшего времени:
а) оканчиваются на ть;
б) нет примет;
в) суффикс л.
3. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются:
а) по лицам;
б) по родам;
в) по падежам.
4. Глаголы прошедшего времени указывают на действие, которое происходит:
а) в момент речи;
б) после момента речи;
в) до момента речи.
5. Какой из записанных глаголов стоит в форме прошедшего времени единственного числа:
а) стоят; б) стояла; в) стояли.

1 2 3 4 5
а в б в б

II. Проверка теста.

III. Вывод.
IX. Домашнее задание : упр. 298.

Урок русского языка предназначен для учащихся третьего класса, занимающихся по программе «Гармония». Автор учебника М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Цель урока: обобщение и систематизация изученного о глаголах, имеет практическую направленность, обогащение словарного запаса, лексического и грамматического строя детской речи.