Разноуровневые задания по литературе для учащихся 10–11-х классов

Разделы: Литература


(выделены задания повышенной сложности)

А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

  1. Как рисует Куприн главную героиню рассказа, Веру Шеину?
  2. Как был воспринят Верой и ее семьей подарок – гранатовый браслет? В чем его ценность? Каково символическое звучание этой детали?
  3. Что говорит генерал Аносов о любви?
  4. Кому и почему в рассказе сочувствует автор?
  5. Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании настроения играет музыка?
  6. В ком и как проявилось благородство, в ком и как – духовная нищета перед лицом большой и чистой любви?
  7. Согласны ли вы с тем, что в рассказе изображен жестокий мир? Если да, то в чем вы эту жестокость увидели?
  8. Как вы считаете, что является самым волнующим в рассказе?
  9. Тема любви , в чем ее трагизм в данном рассказе?
  10. Как повлияла смерть телеграфиста на Веру Шеину?
  11. Почему история любви Желткова к княгине продолжает волновать и сегодня?
А. Куприн «Олеся»
  1. Что вы узнали об Олесе? В чем заключается главное ее очарование?
  2. Докажите, что Олеся показана у Куприна не просто на фоне природы, а как часть природы?
  3. Почему любовь Олеси и «паныча» закончилась разлукой?
  4. Кому вы симпатизируете больше – человеку цивилизации ил людям природы? Докажите.
  5. Чем закончилась повесть?
  6. Какова основная мысль повести «Олеся»? Что хотел сказать автор? От чего хотел предостеречь?
  7. Можно ли поведение Олеси и ее отношение к Ивану Тимофеевичу считать уроком нравственной красоты и благородства?
  8. Какой художественный смысл имеет поэтическая деталь – оставленная в доме нитка красных бус?
  9. Проследите, как живет в произведении мир природы и как соответствует его динамика различным моментам любви героев?
Разноуровневые задания по пьесе М. Горького «На дне».
1 вариант
  1. Когда и где происходят события в пьесе «На дне»? Дать описание ночлежки.
  2. Разделить всех персонажей на две группы по социальному положению.
  3. Проследите, как в пьесе «На дне» развивается ее первая сюжетная линия (Василиса – Пепел). Каких персонажей она захватывает? Где достигает своего апогея?
  4. Чем объединены одинокие обитатели ночлежки? Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противопоставления социального плана?
  5. Где, по – вашему, завязка пьесы? Какие струны души героев затрагивает Лука своими речами?
  6. Истолкуйте притчу о праведной земле, рассказанную Лукой?
  7. Какова цель «утешительства» Луки: преследует ли он корыстные интересы, или его вмешательство в судьбу других героев вызвано иными мотивами? Почему Лука не пытается «утешить» Бубнова и Сатина?
  8. С пьесами какого русского писателя сопоставима драма Горького по своей композиционной организации?
Разноуровневые задания по пьесе М.Горького «На дне».
2 вариант
  1. Дайте обобщенную характеристику Костылеву и Василисе.
  2. Теплится ли надежда у героев пьесы в экспозиции? Докажите.
  3. Что такое монолог, диалог, полилог? Какова их роль в пьесе?
  4. Восстановите событийный рад пьесы. Какие события происходят на сцене, а какие - за «кулисами»?
  5. Странник недаром носит имя одного из апостолов Христа. Что он обещает, к чему призывает? Почему ни одно из обещаний не приносит пользы обитателям «дна»?
  6. При каких обстоятельствах Сатин произносит свой монолог о человеке? Чем мотивирована его отповедь Барону? Осуждает или защищает Луку в своем монологе Сатин?
  7. Почему так привлекателен жизненный вывод Луки о праведной земле:»если веришь, то есть»?
  8. Так что нужнее: истина или сострадание? Чья позиция – Луки или Сатина – вам ближе?
  9. Лука и Сатин: антиподы или родственные души? Почему Сатин неожиданно защищает Луку после ухода старика?
Разноуровневые задания по пьесе М.Горького «На дне».
3 вариант
  1. Изменилась ли жизнь ночлежников с появлением Луки?
  2. Для чего живут герои? О чем мечтают обитатели «дна»?
  3. Как утешает Лука ночлежников? Как они относятся к его словам?
  4. Что привлекает в облике и суждениях Луки? Что вы принимаете в нем?
  5. Есть ли вина Луки в том, что произошло в последних сценах?
  6. Меняютмя ли в пьесе Актер, Пепел, Настя? Как и почему?
  7. Нужна ли ложь слабым? Всегда ли жалость, сопереживание, сострадание унизительны?
  8. Необходим ли в пьесе спор о Правде и Человеке? Как вы относитесь к участникам спора и их позиции?
  9. Почему именно Сатину Горький доверил важный монолог о человеке?
Разноуровневые задания по пьесе М.Горького «На дне».
4 вариант
  1. Какое событие опрокинуло все иллюзии, посеянные Лукой?
  2. Что изменилось в жизни ночлежников после убийства Костылева и исчезновения Луки?
  3. Судьбы каких героев вас особенно потрясли и почему?
  4. Так что же нужнее: истина или сострадание?
  5. Определите композиционные элементы пьесы.
  6. Каков итог спора о правде?
  7. В чем новаторство Горького – драматурга?
  8. В чем философский смысл пьесы?
  9. Выделите повторяющиеся, зеркально отражающиеся эпизоды в пьесе. Какова их роль в композиции произведения?
Контрольная работа по творчеству С.Есенина.
(Вопросы выбираются учеником по желанию)
  1. Какие стихи С.Есенин посвятил «братьям меньшим»?
  2. Как изображает Есенин природу?
  3. Согласны ли вы с тем, что ранние стихи Есенина «полны звуков, запахов, красок»? обоснуйте свой ответ.
  4. Какие наиболее яркие, интересные сравнения, образы, метафоры, другие образные средства вы встречали в ранних стихах поэта?
  5. Какой предстает жизнь деревни в ранних стихах Есенина?
  6. Можно ли по этой поэзии судить о том, как жила деревня, какие процессы в ней происходили?
  7. Какие стихи Есенина , на ваш взгляд, наиболее выразительно свидетельствуют о том, что он влюблен «в поля, в свое деревенское небо, в животных и цветы»?
  8. Какие чувства вызывают известные стихи Есенина о животных.
  9. Какие стихи Есенина о родине показались вам наиболее значительными , интересными?
  10. Что «новое, незнакомое, молодое» отмечает в стихотворении «Русь Советская»? Согласны ли вы с тем, сто Есенин, судя по этому стихотворению, не находил себе места в этом новом? Обоснуйте свой ответ.
  11. Согласны ли вы с тем, что, рассказывая о себе хулигане, поэт притворяется? Обоснуйте свой ответ.
  12. Как вы понимаете определение «декаданс»? Согласны ли вы с тем, что «Москва кабацкая» демонстрирует «элементы общественного и литературного декаданса»? Аргументируйте свой ответ.
  13. Согласны ли вы с тем, что даже в самых «кабацких» стихах Есенин остается нежным лириком? Обоснуйте свой ответ.
Разноуровневая контрольная работа по творчеству В.Маяковского
Ответьте на два вопроса ( на выбор)
  1. Чем обусловлен новаторский характер поэзии Маяковского?
  2. Какие художественные приемы использует Маяковский?
  3. Почему поэт пришел именно к футуризму?
  4. Чем отличается изображение революции в произведениях Маяковского и Блока?
  5. «Революцией мобилизованный и призванный»… Подтвердите эти слова Маяковского фактами его биографии и творчества.
  6. Кому адресованы сатирические произведения Маяковского?
  7. Какое место в творчестве Маяковского занимает тема поэта и поэзии?
  8. Почему некоторые современные критики хотели «сбросить с парохода поэзии» самого Маяковского? Актуальны ли стихи поэта для сегодняшнего дня?
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
1 вариант
  1. Что Вы узнали о Катерине из 1 д.? Чем она отличается от других персонажей? Кто из них ближе всего к Катерине?
  2. Жанр пьесы «Гроза»
  3. В чем сходство и различие характеров Бориса и Тихона? Как они относятся к Катерине?
  4. В чем проявляется самодурство Дикого?
  5. В сцене прощания с Тихоном Катерина произносит : «Батюшки, погибаю я!» Объясните причину страданий Катерины. Какая борьба происходит в ее душе?
  6. В чем трагедия Катерины?
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
2 вариант
  1. Кого мы можем считать «хозяевами» жизни?
  2. Что вы знаете об обстановке, в которой воспитывалась Катерина?
  3. Почему Борис считал себя «белой вороной в городе Калинове»? Докажите.
  4. Особенности композиции.
  5. В 1 действии «Грозы» два персонажа говорят о красоте природы. Чем отличаются эти высказывания? Какие черты персонажей отразились в их словах о природе?
  6. Почему Островский не назвал драму «Гроза» именем главной героини?Какой нравственный смысл заключен в названии драмы?
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
3 вариант
  1. Чем отличается от жителей города Кулигин?
  2. Расскажите о семье Кабановых. Каковы нравы этой семьи?
  3. Композиция пьесы.
  4. Достоин ли Борис любви Катерины?
  5. Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
  6. Смысл названия пьесы.
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
4 вариант
  1. По каким законам живут в городе Калинове?
  2. Почему Катерина «завяла», попав в дом Кабановых?
  3. Почему Варваре не понять страданий Катерины?
  4. Докажите правоту слов Варвары, что «любить Тихона на за что».
  5. В чем суть основного конфликта?
  6. Сможет ли город Калинов жить по – старому после смерти Катерины?
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
5 вариант
  1. Борис говорит о себе: «Я вольная птица», но, по сути дела, кто свободней, Катерина или Борис?
  2. Почему Катерина считает свою любовь к Борису «преступной»?
  3. Кого мы можем считать «жертвами темного царства»?
  4. Уверены ли самодуры в своей правоте?
  5. Проиграла или победила Кабаниха?
  6. Докажите, что смерть Катерины – это протест?
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
6 вариант
  1. Катерина – по –гречески «чистая».Почему Островский дает это имя своей героине?
  2. Расскажите о взаимоотношениях матери с сыном (Кабанова и Тихон). Любовь? Уважение? Покорность? Боязнь? Лень спорить?
  3. Сцена с ключом, ее роль в пьесе.
  4. Для чего просит Кулигин деньги у Дикого? Как это его характеризует?
  5. Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности , стремлению к свободе, прямоте?
  6. Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против кабановских понятий о нравственности? Был ли у Катерины другой выход.
Вопросы повышенной сложности по роману И.Гончарова «Обломов»
  1. Только ли «мирные и незлобливые» стороны «обломовщины» вы видите в романе?
  2. Сравните образ жизни Обломовки с петербургской жизнью героя. В чем они похожи и чем отличаются?
  3. Вам внушает доверие Штольц? Вы верите, что он «великолепный малый»? Почему?
  4. Можете лт вы назвать Штольца «общественным деятелем»? На что направлена деятельность этого героя?
  5. Какие черты Ольги Ильинской вы бы назвали определяющими? Почему?
  6. Вы могли бы объяснить, «за что» полюбила Ольга Ильинская Илью Обломова? Можно ли, на ваш взгляд, назвать их отношения любовью?
  7. Современен ли Обломов сегодня?
  8. Может ли Обломов вызвать симпатию? Чем?
1 вариант. Разноуровневые задания по роману И.Гончарова «Обломов». 10 класс
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы
  1. Как произошло знакомство Ольги Ильинской с Обломовым? (1балл)
  2. Расскажите об Обломовке и ее жителях?(1балл)
  3. Портрет Захара. (1 балл)
  4. Сравните отношение к Обломову Ольги и Агафьи Матвеевны.(2 балла)
  5. Каков образ жизни Штольца? Каковы его нравственные идеалы?(2 балла)
  6. Можно ли охарактеризовать внутренний мир Обломова на материале 1 части.(2 балла)
  7. Почему первая часть романа посвящена лишь одному дню Обломова? (3 балла)
  8. Какие романы принадлежат перу И.Гончарова? В чем их основной конфликт?(3 балла)
  9. Почему смерть Обломова Гончаров сравнивает со сном? (3 балла)
2 вариант. Разноуровневые задания по роману И.Гончарова «Обломов». 10 класс
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы
  1. Портрет Обломова. (1 балл)
  2. Как проходили годы ученичества Ильи? (1 балл)
  3. Расскажите, как жила после смерти Обломова Агафья Матвеевна? ( 1 балл)
  4. Какую черту Обломова хотел подчеркнуть Гончаров словами «поэты задели его за живое»? (2 балла)
  5. Выскажите свое отношение к Обломову, Штольцу, Ильинской, Пшеницыной ( на выбор двух героев) ( 2балла)
  6. Почему Обломов отказывается от последней встречи с Ольгой? (2 балла)
  7. Проведите сравнительный анализ жизни Обломова на Гороховой, в доме Пшеницыной и воспоминаний Ильи Ильича об Обломовке. (3 балла)
  8. С каким известным вам литературным персонажем можно сравнить Обломова при первом знакомстве? (3 балла)
  9. Почему для Штольца духовная смерть Обломова наступила раньше физической? (3 балла)
3 вариант. Разноуровневые задания по роману И.Гончарова «Обломов». 10 класс
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы
  1. Что говорит о характере и образе жизни героя обстановка в его квартире? (1 балл)
  2. Расскажите о службе Обломова в канцелярии. ( 1 балл)
  3. Расскажите о родителях Андрея Штольца. Какими принципами они руководствовались в воспитании сына?(1 балл)
  4. Почему , на ваш взгляд, отношения Ольги и Обломова лишены будущего? ( 2 балла)
  5. Когда и при каких обстоятельствах появляется в романе слово «обломовщина»? (2 балла)
  6. Почему первая часть романа посвящена лишь одному дню Обломова? ( 2 балла)
  7. Почему брак Ольги со Штольцем стал возможен только после любви Ольги к Обломову? ( 3 балла)
  8. Какие черты сближают Штольца с Обломовым? (3 балла)
  9. Каким вырастет Андрей Обломов? (3 балла)
4 вариант. Разноуровневые задания по роману И.Гончарова «Обломов». 10 класс
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы
  1. Какие два «несчастья» занимают Обломова? Какие трудности он видит в решении этих проблем? ( 1 балл)
  2. Посетители Обломова. Цель их визитов (1 балл)
  3. Как проводил свободное время И.И.Обломов? (1 балл)
  4. Расскажите о том, как складываются отношения Ольги и Ильи. (2 балла)
  5. Какое место занимает Тарантьев в системе образов романа? Какова его роль в жизни Обломова? (2 балла)
  6. Как относится Обломов к нововведениям в деревне, о которых рассказывает Штольц? (2 балла)
  7. Сравните совместную жизнь Ольги Ильинской и Андрея Штольца. Достигли ли они идеала? (3 балла)
  8. Какие художественные детали использует автор при создании портретной характеристики Обломова? (3 балла)
  9. Какова роль Пшеницыной в жизни Обломова? (3 балла)