Разработка урока русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение знаний о глаголе. Синонимы и антонимы при описании действий"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить знания детей о глаголе, показать роль глаголов синонимов и антонимов в речи;
  • расширить знания детей об устройстве языка, способствовать совершенствованию точности и правильности речи;
  • воспитывать культуру речи и труда.

Оборудование: - таблица «синонимы и антонимы», карточки со словами.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

У. Сегодня мы проведём обобщающий урок по теме «Глагол» и его употребление в речи.

У. Что такое глагол?

Д. Глагол – это самостоятельная часть реки, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

У. Что значит «самостоятельна»?

Д. Глагол имеет лексическое и грамматическое значение.

У.Расскажите об этих словах.

___________ет, ___________ла, __________ть, __________ишь, буду ________чь..

У. Что дало нам возможность говорить об этом слове?

Д. Грамматическое значение глагола.

У. А сможем по этим признакам говорить о лексическом значении этих слов?

Д. Нет.

У. А что для этого нужно знать?

Д. Чтобы говорить о лексическом значении глагола, нужно иметь основу слова или его корень, потому что именно корень хранит значение всех слов семьи

У. Какие слова помогают нам передать свою мысль наиболее ярко и красиво, дают возможность выразится чётко и ясно?

Д. Синонимы, антонимы.

У. Какую часть речи вы будете использовать чаще всего при описании хода событий, выполнении какой-то работы?

Д. Глагол.

У. Как вы думаете, могут синонимы и антонимы быть глаголами и для чего они нужны в речи?

Д. Да. Нет.

У. Я думаю, в конце урока вы мне ответите на этот вопрос однозначно?

III. Работа над синонимами.

У. Для начала давайте припомним, что такое синонимы?

Работа с таблицей.

  по значению по звучанию примеры
синонимы близкие различные бежать-мчаться
антонимы противоположные различные говорить-молчать

У. Давайте с вами подберём синонимы к слову «смотреть».

Д. Смотреть-глядеть.

У. Какое из этих глаголов указывает на меньшую сосредоточенность ?

Д. Глядеть.

У. В какой форме употреблены глаголы? Докажите.

Д. Неопределённой.

У. Именно в начальной форме все слова, в том числе и глаголы, употребляются в словарях. А несколько синонимов подобранных к главному слову называется синонимический ряд.

Списать текст, вставляя в него подходящий глагол из этого ряда, при этом все глаголы употребить в прошедшем времени. Расскажите об этой форме глагола.

1. Дев.чка …из окна на мор..

2. Дев.чка внимательно … в микроско. .

  • Решение орфографических задач.
  • Первое предложение разобрать и выписать словосочетания.
  • Разобрать глагол первого предложения, как часть речи.

(У доски работают двое детей по индивидуальному заданию)

Подбери к данным глаголам антонимы и запиши все слова в будущем времени (простой формы) ед. ч, 3-лица      Выполни данный разбор слова.

Улучшать
Забрать
Запомнить
Замёрзнуть
Уменьшать
Развеселиться
Сшить

  сошьётс.с

У. Запишите синонимический ряд глаголов к слову «разговаривать», употребив их в форме настоящего времени ед.числе, 2-го лица.

Какие грамматические признаки этой формы глагола? Какую гласную написали в безударном личном окончании этих глаголов. Что нужно ещё помнить про написание эти глаголов?

Разговаривать - болтать - толковать - беседовать.

(Разобрать слова по составу)

У. Какой из этих глаголов имеет неодобрительный оттенок.

Что обозначает этот глагол?

Д. Болтать - говорить быстро, много и о чём-нибудь незначительном.

У. Вывод: Для чего в речи синонимы?

Д. Синонимы нужны для того,что бы наша речь была точной.

У. Целенаправленный отбор синонимов помогает избегать повторения одних и тех же слов и усиливает выразительность высказывания, делает нашу речь яркой и художественной.

ФИЗМИНУТКА.

Руки поднять-опустить
Присесть- встать
Наклониться- выпрямиться
Глаза закрыть-открыть

IV. Работа над антонимами.

Как назвать такие слова, которыми я называла ваши действия при выполнении физминутки?

Д Антонимы.

У. Какие слова называют антонимами?

Д. Противоположные по смыслу. (работа по таблице)

Подберите к данным словам антонимы.

Улучшать-
Забрать –
Запомнить-
Замёрзнуть –
Уменьшать -
Развеселиться –
Сшить - 

- Запишите слова в форме будущего времени (простой) ед.числа, 3-л. (рассказать о будущем времени простой форме)

- Пояснить написание безударной гласной в личном окончании глагола.

- Сопоставление работы класса с выполнением этих задания отдельными учениками с целью обратной связи.

У. Как вы думаете, а зачем в речи антонимы-глаголы?

Д. Антонимы нужны в нашей речи для сравнения действий, указания противоречий действий.

Вывод: антонимы делаю нашу речь более точной. Ведь не зря народ придумал такую пословицу «Всё познаётся в сравнении». А помогают нам сравнивать слова - антонимы.

V. Итог урока

У. Какие знания мы сегодня на уроке систематизировали?

Д. Мы сегодня повторяли знания о глаголе и его употребление в речи.

У.Сможем ли мы однозначно дать ответы на вопросы, поставлены в начале урока.

Как вы думаете, могут синонимы и антонимы быть глаголами и для чего они нужны в речи?

VI. Д\з упр. 557. 558.

У. Урок сегодня я хочу закончить такими словами:

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…»
А.И.Куприн