Урок "Что такое дизайн?"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  1. Дать учащимся первоначальное ведения об искусстве дизайна, его основных законах. Познакомить с работой дизайнера.
  2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, развивать художественный вкус.
  3. Развивать творческую и познавательную активность, воображение, ассоциативно-образное мышление.

Оборудование и материалы:

  1. Иллюстрации с изображением работ художников-дизайнеров.
  2. Художественные материалы.
  3. Словарь художественных терминов.

План урока

  1. Беседа о современном повседневном декоративном искусстве и его месте людей.
  2. Беседа о дизайне как новом виде художественно-конструкторской профессиональной деятельности с просмотром иллюстративного материала.
  3. Постановка художественной задачи ( сделать дизайнерский проект любой комнаты своего дома), используя профессиональные дизайнерские разработки.
  4. Практическое выполнение задания.
  5. Подведение итогов, защита работ.

Ход урока

Часть 1.

Беседа.

Учитель. Ребята! Давайте поговорим о том, какое место в нашей жизни занимает декоративно-прикладное искусство. Возьмем словарь художественных терминов и прочтем определение ДПИ(от лат. Decoro – украшаю) – создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью.

Назовите такие предметы.

(Ребята перечисляют: посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д. Эти предметы показываются на слайдах)

А теперь давайте подумаем, как может выглядеть наш кабинет.

Прежде всего, необходимо предусмотреть все для того, чтобы в нем можно было легко и удобно работать. Я предлагаю вам пофантазировать.

Устная работа с детьми.

Дети предлагают элементы дизайна кабинета изобразительного искусства.

Часть 2

Интересная это работа – придумывать убранство класса, правда? Сегодня подобной работой занимается множество разных людей в разных странах, фирмах и организациях. Они изобретают окружающую человека предметную среду. Это и есть ДИЗАЙН. В переводе с английского это слово значит «проектировать, чертить, задумать», а также «проект, план, рисунок».

Дизайн – это придумывание, разработка новой, удобной для человека и красивой предметной среды.

Разный бывает дизайн. Вы можете услышать такое: дизайн кухни, дизайн автомобиля, дизайн спальни, дизайн ванной, дизайн кабинета, дизайн офиса… Это значит, что кто-то хорошо подумал, прежде чем предложить использовать предмет или помещение, и нашел самые удобные и приятные для нас формы, цвета и расположение предметов.

Искусство дизайна требует знания законов красоты, и техники, и человеческого труда. Например, чтобы для мамы разработать дизайн кухни, то нужно измерить, какой длины у неё рука – и поставить предметы, столы, столики, повесить шкафчики, расположить их дверцы на таком расстоянии друг от друга, чтобы маме было легко достать до них, чтобы ей не приходилось каждые пять минут тянуться через всю кухню, вставать на цыпочки, а то и сказать, чтобы достать до дальнего шкафчика или глубокой полочки со специями.

Искусство дизайна – одно из самых молодых в мире. Оно возникло лишь в двадцатые годы двадцатого века. Именно в это время, стала так бурно развиваться промышленность, на человека хлынуло так много разнообразных вещей и приспособлений, что он стал буквально тонуть и захлёбываться в них. Поток новых и новых вещей, механизмов, приспособлении рос и рос, а человек оставался прежним – с его пятью пальцами, двумя ногами и руками, не выше и не ниже. Вот для того, чтобы изучить и учесть возможности отдельного человека и не дать вещам поглотить его, возник дизайн. Он защищает нас от вещей и учит строить отношения с ними. Вещи должны знать свое место и не угнетать человека, а помогать ему, радовать его.

А сейчас мы с вами сами попробуем стать дизайнерами.

Кто же такие дизайнеры?

Это очень умные и знающие люди, которые могут придумывать новые формы вещей и помещений.

Чтобы стать дизайнером, нужно хорошо рисовать, хорошо уметь считать, но главное – уметь очень внимательно наблюдать за тем, что и как делают люди. Ведь вы должны догадаться, что будет человеку удобно, а что начнет его стеснять. Дизайнер изучает разные профессии и привычки людей, из характер, стиль жизни. Потом, через сочиненные им формы вещей, он сможет повлиять на людей, чтобы улучшить их дома.

(После беседы идет закрепление при показе слайдов)

Часть 3

Постановка художественной задачи.

Учитель. Вспомните комнаты своего дома. Удобно ли маме на кухне? Что бы вы изменили в своей комнате? Как, по-вашему, должна выглядеть гостиная?

Часть 4

Выполнение задания

Учитель. А теперь нарисуйте свой проект удобной и красивой комнаты. Как бы вы организовали ее пространство? Что бы вы поставили, повесили? Какую бы мебель взяли? Можно использовать принесенные с собой журналы, иллюстрации.

Часть 5

Подведение итогов

В конце урока организуется выставка работ «Я – дизайнер интерьера».

Презентация.