Урок русского языка в 4-м классе по теме "Безударные и ударные окончания имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Конспект урока.

1. Орг.момент.

Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
Давайте, друзья, улыбнемся,
За руки крепко возьмемся.
На урок пришел сейчас
Наш дружный, сплоченный класс.

2. Актуализация знаний.

А) С микссур мокызя онжом ьтировт аседуч. (мультимедиа).

- Ребята, кто догадался, как можно прочитать данное предложение? (чтение справа налево).

- С русским языком можно творить чудеса. Эти слова принадлежат русскому писателю К.Паустовскому (портрет). Как вы понимаете эти слова? (рассуждения детей; можно сделать итог учителю - слово на русском языке ободряет, выражает любовь, описывает красоту, как ни один другой язык мира). Какие произведения писателя знаете? Как К.Паустовский сумел показать чудеса русского языка в своих произведениях?

- Запишите предложение, объясните орфограммы. (Один человек у доски)

- Почему гласные вызывают сомнение? (они без ударения)

Физминутка. (для глаз)

Приложение1.

Б) Как называется орфограмма, когда нельзя проверить безударную гласную? (безударная гласная, непроверяемая ударением-словарное слово).

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Как называется видимая граница кажущегося соединения неба и земли? (горизонт)- рисунок через мультимедиа.

- Зашифруйте это слово. (Г . Р . ЗОН . ). Какую орфограмму в этом слове можно проверить? (парную согласную). Где узнаем написание словарного слова? (в словаре). Запишите правильно. Что вы можете рассказать об этом слове? (имя сущ., 2 скл., И.п., муж. Р.п.)

- Что сделали с этим словом? (мультимедиа)

И.п. горизонт
Р.п. горизонта
Д.п. горизонту
В. п. горизонт
Т.п. горизонт? м
П.п. о горизонт? (просклоняли)

- Почему пропущены буквы? (Сомневаемся) Как называется орфограмма? В какой части слова орфограмма? Может быть кто-то догадался, какая тема сегодняшнего урока? (предположения детей).

3. Тема и цель урока.

Появляется запись темы урока: (мультимедиа)

Безударные и ударные окончания имен существительных.

- Сегодня мы составим алгоритм проверки безударных окончаний, как составляли алгоритм для других орфограмм

Физминутка

(на внимание, по алфавиту, Приложение 2)

4. Работа над темой урока.

а) работа с книгой.

- Откройте учебник на стр. 82, посмотрите на таблицу, она так и называется «Ударные и безударные окончания имен существительных». Как вы думаете, легко запомнить эту таблицу? Тогда сейчас будем искать более легкий способ проверки безударных окончаний имен существительных. Посмотрите внимательно на столбцы слов. Что вы заметили? (выделены окончания и поставлены ударения в них; сравнивая по склонениям дети( с помощью учителя) делают вывод, что безударные окончания пишутся также , как ударные, значит безударные окончания можно проверить с помощью слов с ударными окончаниями).

Давайте выпишем слова-помощники с ударными окончаниями:

1 скл   2 скл   3 скл
Река   двор   всегда окончание И
Земля   окно  

А как же воспользоваться этими словами? Вернемся к слову горизонт в Т.п. , П.п. Какого склонения это слово? (2) Какое слово - помощник подставим? (двор-м.р.) Чем? Двором-окончание ОМ; о чем? о дворе - окончание Е. значит и в слове горизонте-Е, горизонтом-ОМ. Попробуйте составить памятку «Как определить безударное окончание имени существительного?».

(слушаются варианты ребят, потом появляется запись через мультимедиа):

  • поставь в начальную форму имя существительное,
  • определи склонение,
  • подставь слово-помощник,
  • определи окончание,
  • такое же окончание у слова с безударным окончанием.

Физминутка

(упражнение для осанки).

5. Работа по закреплению изученной темы.

А) (мультимедиа) записаны словосочетания, определите окончания, пользуясь памяткой: в синем неб., на высоком дерев., пишу в тетрад., в гостях у дедушк., любуюсь озер.м. (проверка с помощью мультимедиа)

Б) работа с учебником упр. №181 на стр. 82.- комментирование.

6. Итог урока.

  • Назовите тему сегодняшнего урока? Как определить безударное окончание имени существительного?
  • Возвращаясь к словам К.Паустовского о чудесах русского языка, можете сказать, что на уроке было чудесного, что вас поразило?
  • Вы молодцы. Благодарю за работу.