Урок по предмету "Окружающий мир" по теме "Прошлое и настоящее глазами эколога"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  1. Образовательные: повторить, закрепить и углубить знания об экологии; учить детей ставить проблемы и искать пути их разрешения посредством группового обсуждения; развивать умение детей работать с текстом.
  2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать умение анализировать и обобщать.
  3. Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе ,воспитывать взаимоуважение, аккуратность, дисциплинированность.

Оборудование: учебники, плакаты–рисунки к созданию проблемной ситуации в классе, экологический календарь, плакат «Панда», листы ватмана, фломастеры, пастель, магниты, песочные часы на 5 минут (3 штуки).

Организация рабочих мест:

  • парты расставлены по группам (три группы);
  • рекомендации по составу группы: группы сборные, содержащие и слабых, и сильных учеников.

Ход урока.

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Разминка (актуализация знаний)

  • Что такое экология?
  • Слайд-шоу (по предложенным картинкам догадаться, о какой экологической проблеме идёт речь).

3. Сообщение темы урока. Постановка цели.

4. Введение в тему урока.

Когда-то, очень давно, у людей не было почти ничего. Не было заводов, фабрик, современных жилищ, жизнь людей зависела то капризов окружающей природы. Наши далёкие предки преклонялись перед силой природы.

Но постепенно многое изменилось, у людей появились заводы, разнообразные машины, дома и людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее её. Человек решил покорить природу.

Но прошло время, покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, гибели лесов, и исчезновению многих видов растений и животных.

Люди поняли, что губят природу, и могут погибнуть сами.

Они стали создавать различные организации по защите окружающей среды. Одна их них – Всемирный фонд дикой природы. Эмблемой этой организации служит изображение панды – одного из самых редких животных мира.

На средства фонда проводятся научные исследования, издаются книги, организуются международные конференции.

Во всём мире известна и другая международная экологическая организация – GreenPeace. Это название в переводе с английского языка означает «Зелёный мир». Это организация активно борется против загрязнения окружающей среды.

Ежегодно всё человечество отмечает международные дни, посвящённые защите природы (привлечение внимания детей к экологическому календарю)

5. Работа по теме (постановка проблемы).

Каждой группе предлагается, посмотрев на свой плакат, догадаться, что символизирует изображенный на нем предмет. С чем связано? Какая есть проблема?

Первая группа – капля воды (символ океана)
Вторая группа – пальма (символ тропиков)
Третья группа – пустая банка (символ мусора)

Далее каждой группе предлагается сформулировать проблему.

Выявленные проблемы фиксируются на доске.

Каждая группа получает своё название, соответственно:

Первая группа – «Океан»
Вторая группа – «Лес»
Третья группа – «Город»

6. Работа над новым материалом. Работа с учебником:

  • Первичное чтение (чтение группами про себя предложенных текстов по своей проблеме).
  • Чтение по цепочке.

7. Проверка усвоения нового материала:

Первая группа:

  • Что поразило путешественников?
  • Уменьшилось ли с тех пор загрязнение океана?
  • Как страдают от загрязнения живые существа, обитающие в океане?
  • Какие меры для защиты океана от загрязнения вы могли бы предложить?

Вторая группа:

  • О каком чуде природы вы узнали?
  • Найдите в тексте слова об изобилии растительного и животного мира.
  • Как называют джунгли?
  • Ради чего люди уничтожают тропические леса?
  • Сколько деревьев падает ежедневно?
  • Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?

Третья группа:

  • Сколько мусора приходится на каждого жителя города в год?
  • Сколько грузовиков ежегодно требуется, чтобы вывезти весь мусор?
  • Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора?
  • Все ли они безопасны с точки зрения экологии?
  • Какой способ лучший?

8. Физкультминутка.

Раз – и в семя превратились.
Два – проклюнулись росточки.
Три – уже набухли почки.
На четыре – всё в листочках.
Пять – под ветром гнётся крона.
Шесть – уж зреет плод зелёный,
Семь – налился и упал.
Восемь – семечком ты стал.

9. Коллективная работа:

  • Каждой группе выдаётся по ½ листа ватмана на четыре человека (если в группе 8-9 человек – то два таких листа)
  • Каждая группа рисует плакат «Планета заболела», отражая проблему, заданную своей группе.

Перед началом работы, учитель подробно инструктирует учеников, обсуждает с ними:

  • Выбор материала (в соответствии с темой);
  • Содержание плаката (распределение между детьми работы);
  • Использование «подсказок»;
  • Расположение на листе.

10. Продолжение работы в группах:

Взаимное обсуждение отраженных в плакатах экологических проблем.

11. Обобщение урочного материала с помощью образного языка,

посредством коллективного исполнения песни на мотив популярной среди детей песни («Пусть бегут неуклюже…»). При этом куплеты распределены между группами.

1.
В небе солнышко светит
На макушки всем детям.
Или вьюга бушует во мгле.
Всё равно это счастье,
Несмотря на ненастье,
Жить на нашей чудесной Земле.

Припев:
Мать-природа
Подарила
Этот лучший из миров.
Мир храните!
Защищайте!
Бу-у-удь го-отов!

2.
Не смотря на погоду,
С Фондом Дикой Природы
И с командой отважной «Гринпис»
Люди все дружно встанут,
Ни за что не устанут!
Враг природы, а ну, берегись!

Припев:
Мать-природа
Подарила
Этот лучший из миров.
Мир храните!
Защищайте!
Будь готов!

3.
Ну а мы прямо скажем
Даже пальцем покажем,
На того, кто природе вредит.
Будь он даже министром,
Хоть любимым артистом,
Но ему от народа влетит!

Припев:
Мать-природа
Подарила
Этот лучший из миров.
Мир храните!
Защищайте!
Будь готов!

11. Итог урока:

  • Что нового узнали на уроке? С какими проблемами познакомились?
  • Какая часть урока понравилась больше всего?
  • Что запомнилось? Какое задание было самым интересным?

12. Оценивание.

13. Домашнее задание.

  • Страница 53. «Проверь себя».