Открытый урок природоведения во 2–м классе. Тема "В гости к зиме"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить детей с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой. Учить распознавать деревья, следы животных на снегу.
  2. Систематизировать и обогатить знания детей о природных связях. Систематизировать и расширять представления детей о сезонном труде людей.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: кормушки для птиц, карточки для самостоятельной работы учащихся, рисунки детей, снежинки; компьютер, проектор, экран.

Методическое оснащение урока: компьютерная презентация Microsoft PowerPoint “В гости к зиме” (см. Приложение).

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Проверка домашнего задания (5 мин.)

1. Из каких камней делают украшения? (Изумруды, рубины, аметисты, алмазы.)

2. Посмотрите на иллюстрацию. К какой известной сказке она сделана? (Иллюстрация сделана к сказке Х.К. Андерсена “Снежная королева”)

Из чего были сделаны украшения и драгоценности в замке Снежной королевы? (Все украшения и драгоценности в замке Снежной королевы были изготовлены изо льда.)

3. Сообщение темы и целей урока (1 мин.)

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, отгадайте загадку:

Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима.)

Слайд 2.

Совершенно верно. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к зиме. Это и есть тема нашего урока. Мы познакомимся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.

4. Вступительная часть (2 мин.)

Прежде чем отправиться в путешествие, мы разделим класс на три команды. Свое название каждая команда узнает из загадки.

Загадка для 1-й команды:

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь.)

Загадка для 2-й команды:

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду –
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи, за месяц это? (Январь.)

Загадка для 3-й команды:

Снег мешками валит с неба.
В дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен.
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль.)

Итак, в соревнованиях участвуют три команды: Декабрь, Январь и Февраль. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать по одному баллу – снежинку. В конце урока подведем итоги.

5. Неживая природа зимой (5 мин.)

Слайд 3.

Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюгу. Зима – трудный период в жизни зимующих животных.

Какие приметы зимы вы знаете? От каждой команды по 2 человека называют зимние приметы. Команды получают по 1 баллу (снежинке).

  • Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.
  • Дым из трубы столбом – к морозу.
  • Если ночью был иней – днем снега не будет.
  • Воробьи дружно зимой расчирикались – к оттепели.
  • Кошка клубком – будет мороз.
  • Снегирь зимой поёт – к снегу, вьюге и слякоти.
  • Если зима снежная. Лето будет дождливое.
  • Утром кричит синица – к морозу.
  • Снег прилипает к деревьям – к теплу.
  • Если дрова в печи горят с треском – к морозу.
  • Белые облака зимой – к ветру, синие – к теплу.
  • Если ворона прячет нос под крыло, будет сильный мороз.

Учитель: По календарю зима начинается 1 декабря. Но ученые считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день низко поднимается на небе, тени длинные, а день самый короткий в году. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

Откройте свои рабочие тетради на с. 51. Найдите в таблице (задание 1) наши записи по результатам зимней экскурсии. Что мы записали в наблюдениях в неживой природе? Можно ли по этим записям сказать, что мы наблюдали зимние изменения в природе?

Выполните в тетради задание 2. Обозначьте цифрами порядок следования зимних месяцев. (По одному человеку от каждой команды выполняют задание у доски). За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Слайд 4.

Правильный ответ: 1. Декабрь 2. Январь 3. Февраль (2 мин.)

Один из главных признаков зимы – земля покрылась белым снегом, а реки – льдом. Вспомните свойства льда и снега.

Слайд 5

Свойства снега и льда.

Свойства Снег Лед
Цвет Белый Прозрачный
Температура Холодный Холодный
Запах Нет Нет
Плотность Рыхлый, рассыпчатый Твердый, хрупкий
  Тает в тепле Тает в тепле

А знаете ли вы, что раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки-кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец становятся красивыми звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

Из чего состоят снежинки? (Снежинки состоят из кристалликов льда).

Слайд 6

Дома вы нарисовали снежинки, которые мы увидели на экскурсии. В чем особенность снежинок? (Все снежинки имеют по 6 лучиков). Посмотрите внимательно на экран, все ли снежинки соответствуют этому правилу? (Одна снежинка имеет 8 лучиков)

Снежинки принимают самую различную форму: они могут быть похожи на звездочки, столбики, пластинки, маленькие иголочки и т. д.

Выполните задание № 3 на с. 51 в тетради. Соедините рисунок снежинки с ее названием. Правильный ответ – Слайд 7.

6. Физкультминутка (1 мин.)

Мы – снежинки, мы- пушинки, (Руки в стороны, вверх)
Покружиться мы не прочь. (Поворот)
Мы – снежинки-балеринки, (Руки на поясе, стойка на левой ноге)
Мы танцуем день и ночь. (Руки на поясе, стойка на правой ноге)
Встанем вместе все в кружок – (Руки в стороны, вверх)
Получается снежок. (Поворот)
Мы деревья побелили, (Руки вверх, наклоны в сторону)
Крыши пухом замели, (Имитируем движения, расстилая одеяло)
Землю бархатом укрыли (Приседание, встать)
И от стужи сберегли. (Обнять себя)

Слайд 8

Где снега больше: на открытом месте или вблизи деревьев? Какую роль играет снег для растений?

7. Растения зимой (3 мин.)

Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так “привыкли” к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит “дозревание” почек. А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? Оказывается, можно. В конце зимы под снежным покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.

На экскурсии мы определили некоторые растения по их веткам. А теперь командам задание, определите, с какого дерева эти веточки.

Слайды 9–11

Задание для 1-й команды: Слайд 9 (Ответ: Дуб и лиственница)

Задание для 2-й команды: Слайд 10 (Ответ: Береза и сосна)

Задание для 3-й команды: Слайд 11 (Ответ? Клен и ель)

За правильно выполненное задание команда получает один балл.

Довольно часто зимой на деревьях можно увидеть разных птиц. Значит, не все птицы улетают в теплые края. Некоторые птицы остаются зимовать с нами.

8. Зимующие птицы

Слайды 12–21 (6 мин.)

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых ёлках
От зари и до
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.
Пестрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липах,
Отзовётся бойкий чиж.
Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клест своих птенцов.
Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда-то
Ярко-красные щуры.

Что вы знаете о жизни птиц зимой?

Слайды 22–26

Зимой в жизни насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся наступает затишье. Птицы и звери продолжают вести активный образ жизни. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений.

Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири и свиристели. Ягоды рябины для них – лучшее лакомство.

Как люди могут помочь зимующим птицам? (Люди делают для птиц кормушки и насыпают в них корм).

Слайд 27

У каждой птицы есть свое любимое блюдо. А командам – новое задание. К нашим кормушкам, которые сделали ребята, прилетели птицы. Нужно угостить птичек их любимым лакомством, чтобы они прилетали сюда снова и снова.

Задание для 1-й команды: Какой корм больше всего любят синицы? (Семечки подсолнечника и несоленое сало.)

Задание для 2-й команды: Какой корм любят больше всего снегири? (Ягоды рябины, бузины, арбузные и дынные семечки.)

Задание для 3-й команды: Какой корм любят воробьи? (Зерна конопли, пшеницы, пшена, крошки хлеба.)

За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

А вот послушайте, у одной кормушки какой-то шум и гам. Что же там случилось? Давайте посмотрим.

Выходят ребята в шапочках с изображением птиц.

Сорока. Тра-та-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишет, привередничают и капризничают.

Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв свихнёшь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.

Синица. Сало салу рознь! Могли бы вывесить несолёное, у нас от солёного животы болят.

Клёст. Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?

Учитель: Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно сделать самые разнообразные и использовать для этого подручные материалы.

(Дети демонстрируют свои кормушки.)

– А что же происходит в жизни рыб?

9. Рыбы зимой (1 мин.)

Слайды 28–33

Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Сазаны находят мягкую ямку и спят в ней. Весёлый проворный окунь любит ямки, камни, упавшие на дно деревья. Окуни засыпают в таких местах на всю зиму. Зубастой щуке спится плохо. Узкая, с хищными глазами и огромной пастью, щука глотает сонную рыбу.

10. Дикие животные зимой (6 мин.)

Слайд 34

В жизни диких животных с наступлением зимы тоже происходит много перемен. Кто-то ложится в спячку, кому-то приходится искать корм в природе, а кто-то об этом заранее побеспокоился и зимой питается из своих кладовых.

Выполните задание (у доски).

Расселите животных по домикам: белку, медведя, лося, волка, кабана, зайца, ежа, барсука, бобра, хомяка.

  • Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.
  • Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.
  • Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Слайд 35

Белка. К зиме белка утеплила своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёздах прячутся. А гнездо беличье называется гайно. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белочка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

Обратите внимание. какие интересные следы у белочки.

Кто еще из диких животных делает запасы на зиму? (Мыши, бобры, хомяки)

Слайд 36

Заяц. У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает по рыхлому снегу он на своих опушённых лапах легко, как на лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах. Ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

Именно потому, что заяц ставит задние лапы вперед, получается у него такой след на негу.

Слайд 37

Лиса. Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

Слайд 38

Волк. Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Волки хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги – преследовать бегающих животных.

Слайд 39

Медведь. Прежде чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет в бок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.

Берлогу – яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой. Ложится медведь головой к выходу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведь лапу сосёт. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Каких еще вы знаете животных, которые так же, как медведь впадают в зимнюю спячку? (Ежи, барсуки, еноты.)

Слайд 40

Как люди могут помочь диким животным зимой?

Для зайцев люди ещё летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушёных веток рябины, малины, тополя.

Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины и сосны.

Для кабанов оставляют корнеплоды: свёклу, брюкву, репу, жёлуди.

Подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов бобры должны через продушины выбираться на лёд. Бобры питаются осиной, черёмухой, дубом, тополем.

Чтобы помочь рыбам зимой, во льду делают лунки. А чтобы вода быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и присыпают снегом.

Подведем итоги нашего зимнего соревнования.

11. Проверочное тестирование (5 мин.)

Слайды 41–46

12. Подведение итогов (3 мин.)

Слайд 47

– Что нового и интересного вы узнали о зимних изменениях в природе?

Русские художники и поэты посвятили много своих произведений самому сказочному времени года – зиме. Перед вами картина художника И. И. Шишкина “Зима”. Посмотрите, какие точные краски, такое ощущение, что сейчас пролетит лесная птица, сядет на ветку и с ветки упадет снег.

Закончить наш сегодняшний урок мне хочется стихотворением С. Я. Маршака.

Это снежная страница:
Вот прошла по ней лисица,
Заметая снег хвостом.
Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом.

13. Домашнее задание (1 мин.)

Слайд 48

Учебник: с. 130–137, читать, ответить на вопросы. Рабочая тетрадь: с. 52–53, № 5–6.

14. Выставление оценок