"Пусть душа останется чиста!"

Разделы: Школьная психологическая служба


Задача всего педагогического коллектива нашего специального учебно-воспитательного заведения сводится к тому, чтобы объяснить подростку смысл и цель его дальнейшей жизни, помочь изменить ему поведение , убедить в том, что есть другая, лучшая жизнь.

Воспитание детей – трудный процесс, который нужно начинать с духовно-нравственного просвещения. Показать детям красоту человеческой души, величие нравственного подвига помогает православная и русская классическая литература, которая ставит вопросы нравственного выбора, помогает подросткам формировать в себе нравственные категории: доброту, любовь, умение понимать и прощать, терпимо относиться друг к другу. Если подросток поймет, что он сам в ответе за свою жизнь, что от его характера зависит судьба, то это значит, что наша работа проводится не зря.

Цель: определить значение слова «душа», формировать готовность детей к совершенствованию, работе над собой, к заботе о чистоте души, стимулирование к чтению классики и духовной литературы.

Оформление: плакат с поговорками и пословицами, рисунки детей по теме, книжная выставка «Душа за все в ответе».

Ребята, что такое душа? Как она выглядит? Сколько весит? Правда ли, что она бессмертна? Есть ли душа у растений и животных?

(ответы детей)

Эти вопросы интересовали людей издревле. Народ часто задумывался над тем, что такое душа, где она находится, куда девается после смерти, прислушивался к ее голосу, заботился о ее чистоте.

Посмотрите на плакат и прочтите поговорки о душе. Как вы понимаете выражение «душа ушла в пятки»? А что означает «душевный человек»? А как вести разговор «по душам»? Как вы понимаете выражение «тяжело на душе»?

(ответы детей)

Когда человек маленький, он еще не понимает, не задумывается над тем, что такое душа, он действует в соответствии со своим подсознанием. Говорят, что у новорожденного человека душа чиста, как белый лист, но со временем на нем появляются темные пятна. Это наши негативные мысли, эмоции, нехорошие поступки.

Мы очень много сейчас говорим об экологии окружающей среды, о загрязнении атмосферы, беспокоимся о чистоте воздуха, лесов, рек. Что такое чистота окружающего мира? Это хрустальный воздух наших гор, это чистая вода наших рек. Это деревья, не отравленные гарью заводских труб, это непуганые животные и птицы, которые не бегут от человека, считая его своим врагом, а доверчиво берут хлеб из его рук. Вот что такое чистая планета! Всем бы нам хотелось жить в таком мире. Но только про экологию души мы почему-то забываем. А что такое экология души, экология мысли, эмоций? Это, прежде всего, чистота помыслов человека, его поступков. Это гармония каждого человека с самим собой и с другими людьми. Это согласие, понимание, умение прощать, это терпимость друг к другу, это любовь, доброта…Это мир во всем мире! Для того, чтобы так жить, нам, людям, необходимо привести в порядок свою душу.

Что означает изречение «душа за все в ответе»? За что именно душа отвечает? Перед кем она держит ответ? Нужно ли заботиться о чистоте души? Каким способом? С чего необходимо начинать очищение души? Что влияет на воспитание души?

(ответы детей)

О чистоте своей души каждому человеку нужно заботиться всю жизнь. Человеку необходима духовная пища, то есть пища для души, которая укрепляет ум, делает душу сильною, мудрою и твердою.

(обзор литературы у выставки «Душа за все в ответе проводит библиотекарь)

Великая русская литература, ребята, как вам уже сказали, была своего рода Библией. Она формировала через читателя самую жизнь, самого человека. Чтение книги – это огромный труд души, совершенствование ее, потому что книга является не только источником познания мира, но и оказывает самое сильное воздействие на духовное развитие личности. Писатель Максим Горький так сказал о книге: «Всему, что есть во мне хорошего, я обязан книгам». Настоящая книга, кроме того, что она учит, радует, открывает человеку красоту мира, еще и исцеляет душу, а, таким образом, и тело. Умная книга, проникая в творческое сознание ребенка, реализуется в мыслях, чувствах, образах, страхует его в настоящем и будит от порабощения электронными носителями информации, помогает осознать, что они лишь помощники человека, а не заменители его творческой силы. Мы можем сделать вывод – воспитать душу, сохранить ее чистой трудно без воздействия книги! Спасение России – в чтении! Человеку трудно работать над собой, над своей душой, если он не читает хороших книг и не задумывается над своей жизнью, над тем, что у него в душе, что в душе у другого человека. А знаем ли мы, чем занята наша душа в настоящее время? Знаем ли мы, как она должна трудиться? Ведь как удобно жить, когда не слышно голоса души, голоса совести. Но нужна ли нам такая жизнь без души, без совести, без счастья, без радости, а также без огорчений, без эмоциональных подъемов и спадов? Ведь так необходимо для ощущения полноты жизни, чтобы душа жила, а не тлела, чтобы она не ленилась, а трудилась! Мудрые люди говорят: «Работай над очищением мыслей. Если не у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков».

Послушайте замечательное стихотворение Н. Заболоцкого.

Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь!
Гони ее от дома к дому.
Тащи с этапа на этап
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не спускай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи.
Учи и мучай дотемна.
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь.
Она обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь!

В чем основной смысл этого стихотворения? Что хотел сказать автор?

Ребята, легко ли заставить душу трудиться? Как вы себе представляете душу, которая трудится?

Философ Цицерон сказал: «Болезни мысли губительнее и встречаются чаще, чем болезни тела». Как вы объясните главную мысль философа?

(ответы детей)

Назовите, пожалуйста, качества души, которые характеризуют ее, как чистую.

(ответы: умение любить без всяких условий, умение понять и простить, терпимо относиться, делать добро…)

Вы сейчас назвали самые лучшие качества души человека. Представьте себе такого Человека, человека с большой буквы, который обладает подобными качествами. Жизнь щедро награждает такого человека, если он обладает чистой душой.

А какие качества вы хотели бы развить в себе? Почему? Каким образом можно это сделать? Можно ли сохранить душу чистой в наше время? Как удержать ее от многих соблазнов? Помогут ли в этом заповеди Божьи?

(ответы детей)

Ребята, вы уже знаете, что все зло на свете начинается со злых мыслей, нехороших поступков. Если человек постоянно всем не доволен, на всех сердит, то он и поступает в соответствии со своими мыслями. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой писал: «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки». Вдумайтесь в эти мудрые слова и запомните их на всю жизнь. Пусть они станут для вас путеводной нитью в жизни.

Святые отцы чистоту души называют красотой души, что по значению одинаково. Это высшее благо человека. Злые мысли, поступки, праздность, зависть могут погубить душу навсегда. Вспомните библейское предание «Иосиф и его братья». Что толкнуло братьев Иосифа на преступление, что руководило их помыслами? Почему они Иосифу завидовали? А каким остался Иосиф? Почему он простил своих братьев? Это говорит о силе или слабости человека? Почему?

(ответы детей)

Святые отцы в своих наставлениях дают советы о том, как спасти свою душу. Они говорят, что Господь каждому человеку дал великий дар - жизнь вечной, бессмертной души. Следует радоваться жизни, какой бы она ни была, смиряться и с покорностью принимать то, что получаем. Нужно почитать родителей, любить и защищать Родину, любить окружающих людей, творить добро. Нельзя осуждать, злиться, роптать на человека, надо помнить, что каждый человек - носитель образа Божьего. Спасение души нужно начинать с принятия другого человека, не критиковать его, не судить, а терпимо относиться и пытаться помочь ему добрым словом, добрым поступком. Каждый человек показывает нам наши же грехи. И тогда становится ясно, что самый главный враг сидит у нас внутри – это наши страсти, наша раздражительность, гнев, дух злобы, которых мы не замечаем. А тот человек, которого Бог посылает, будит в нас эти скрытые качества, то есть он показывает нам наши же грехи. А видеть свои грехи – это значит, видеть начало своего спасения , начало своего исправления, начало своего очищения. Поэтому святые отцы заповедуют нам молиться за своих врагов, которые помогают нам видеть нашу собственную внутреннюю нечистоту.

Самый главный грех – это гордыня, от нее все остальные грехи. Вот почему нас призывают к смирению. Есть даже такая поговорка: «Гордость проигрывает , смирение приносит выгоду». Необходимо всегда быть смиренным и стараться удерживать свою гордыню. Когда вы довольны полностью собой, вы не стремитесь учиться чему-то новому, а считаете, что все знаете. Если же смиренны, то всегда ищете способы самосовершенствования, постоянно учитесь. Помните, что у знания нет предела. Как бы вы глубоко ни копнули, всегда есть еще более глубокий уровень познания. Конфуций говорил: «Если мимо меня проходят три человека. Среди них обязательно должен быть один, который мог бы стать моим учителем». В любой сфере всегда найдется кто-то более талантливый и знающий, чем вы.

О смирении есть такая притча.

Ученик пришел к учителю и сказал: «Уважаемый учитель, я занимался много лет и так много узнал о боевых искусствах, что достиг очень высокого уровня. Я слышал, что великий мастер, и пришел узнать, можете ли вы меня чему-нибудь научить еще». Мастер не ответил. Вместо этого он взял чайник и стал наливать чай. Он уже налил чашку до краев, но продолжал наливать так, что чай хлынул на стол. Ученик в изумлении закричал: «Учитель! Чашка уже полна до краев». Учитель перестал наливать, взглянул на него и, улыбнувшись, сказал: «Молодой человек, а это есть вы. Очень жаль, но я не могу вас принять в ученики. Подобно этой чашке ваш ум наполнен до краев, и я ничему не могу вас научить. Если вы хотите учиться, сначала опорожните свою чашку».

Какой урок можно извлечь из притчи? А были ли у вас подобные случаи? Как вы выходили из таких ситуаций?

(ответы детей)

Очень хороший урок можно извлечь из притчи - чтобы стать смиренным, необходимо избавиться от ложного чувства собственной значимости, особенно перед лицом Учителя, который, действительно, умен и знает, когда и где склониться и всегда держит чашку пустой. Мы живем, почти не обращая внимания на саму жизнь. Жизнь ценна своими мелочами. Они, словно семена райских растений, готовы прорасти в нашем сердце, если мы только заметим их, оценим и окружим своей заботой. И тогда наше сердце станет райским садом. В этом и состоит великая педагогика жизни – заметить, оценить, воспитать.

С великой заботой относятся к жизни старцы, к каждому ее будничному проявлению. Ничто не ускользнет от их глубокого духовного взора, все в их глазах ценно и значимо. Они видят мир и ценят каждое мгновение жизни. Вы сами знаете, что в окружающем мире достаточно всего. Есть в нем и ложь, и лицемерие, стремление к обогащению, жадность, но есть и что-то другое, чего не каждый увидит. Есть люди смиренные и добрые, не смотря ни на что. Но только таких людей очень мало. Давайте стремиться быть похожими на них.

Великая русская литература большое внимание уделяла нравственному воспитанию человека. В своих произведениях всегда ставила вопросы нравственного выбора, борьбы добра и зла, вопросы совести, предательства, раскаяния. Лев Толстой говорил: «Жизнь без нравственного усилия есть сон». Я вас призываю, чтобы вы всегда в любой ситуации искали проблему в себе, а не в окружающих людях и помнили о том, чем больше работаешь над собой, над воспитанием своей души, тем лучше контролируешь себя, свои поступки и свою жизнь».

Сегодняшнее занятие хочется закончить строками замечательного русского поэта Николая Рубцова:

До конца, до тихого креста
Пусть душа останется чиста!
Перед этой желтой, захолустной
Стороной березовой моей,
Перед этой жнивой пасмурной и грустной
В дни осенних горестных дождей,
Перед этим строгим сельсоветом,
Перед этим стадом у моста.
Перед всем старинным белым светом
Я клянусь: «Душа моя чиста!
Пусть она останется чиста
До конца, до смертного креста!
Использованная литература:
  1. Вавилонская башня и другие библейские предания. /Под ред.Чуковского К.И. – М., 1990. – 159 с.
  2. Заболоцкий Н. Стихотворения и поэмы. – ростов н/Д., 1999. – 402 с.
  3. Рубцов Н. Избранное . Смоленск, 2000 – 432 с.
  4. Ушаков Л. Искусство хорошего воспитания. – Духовно-нравственное воспитание, 2008, №4, с. 22 – 29.
  5. Уроки нравственности для школьников – Духовно-нравственное , 2008, № 4. с.?3 – 81.
  6. Самое лучшее наследство. Поучения о религиозном воспитании детей. – Духовно-нравственное воспитание, 2006, № 4, с. 16-31.
  7. Русские народные загадки, пословицы и поговорки. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.