Интегрированный урок русского языка и истоковедения в 4-м классе "Части речи (повторение). Первые образы. Образ Отечества. Малая родина"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Повторение и обобщение знаний об изученных частях речи.
  • Повторение изученных орфограмм и понятие "грамматическая основа".
  • Развитие навыков беглого выразительного осознанного чтения.
  • Развитие устной и письменной речи.
  • Воспитание патриотизма, гордости за своё Отечество.

Оснащение.

  • Учебники "Русский язык" Т.Г.Рамзаевой, "Истоки-4" А.В.Камкина.
  • Тетрадь № 1 "Чистописание" Л.И.Тикуновой, Т.В.Игнатьевой.
  • Карточки для индивидуальной работы с текстом "Родина" (По М.Ростовцеву).
  • Карта Российской Федерации и карта полушарий.

Ход урока

Организационный момент. Подготовка рабочего места. На доске ежеурочная "шапка", тема урока и все необходимые по плану записи.

Сообщение темы и целей урока. Нацеливание на активную, плодотворную работу, за которую будут выставлены оценки по итогам урока как устной, так и письменной его части.

Чистописание (работа в тетради "Чистописание").

овов оо

ое оо отч отц

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов -

Отец отца отцова.

Отчий дом - дом, в котором всё своё, родное.

Оформление "шапки" в рабочих тетрадях.

Письмо по памяти (запись предложения из тетради "Чистописание": Отчий дом - дом, в котором всё своё родное).

Самопроверка.

Подбор и запись однокоренных слов:

Отец, отчий, Отечество, Отчизна.

Выделение корня.

(Указать чередования: е//0звука,ц//ч).

Подбор и запись синонимов:

Отчизна, Отечество, Родина, держава, государство, Россия.

Повторение частей речи. Заметили, что все записанные синонимы - имена существительные. Вспомнили правило, что такое имена существительные.

Обозначение всех знакомых частей речи в предложении. Припоминание определений указанных частей речи.

- Слова какой части речи отсутствуют?

(Глагол).

Повторение определения глагола.

Работа с учебником. Чтение стр.34 учебника "Русский язык".

Работа по карточкам с текстом "Родина". Первичное самостоятельное чтение текста.

Родина

С чего начинается Родина? Не сразу ответит человек на это. Для каждого из нас - с чего-то своего, личного. Один представит себе небо юга, кипарисы, пальмы. Другой вспомнит бескрайнюю степь. Третий назовёт Архангельский край, откуда пешком в столицу ушёл Михайло Ломоносов, чтобы прославить потом Россию. Четвёртый - таёжный лес Сибири: Для Тургенева Родина началась с парка в Спасском-Лутовинове, с широких орловских полей, с простого умного русского крестьянина. Для Льва Толстого - с Ясной Поляны, без которой он не мог представить себе Россию и своё отношение к ней. (По М.Ростовцеву)

- Выписать по три имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Работа в парах. Взаимопроверка.

Вторичное чтение текста хорошо читающим учеником.

Беседа по тексту:

- Тургенев. Кто это?

- С чего начиналась Родина для Тургенева?

- А Толстой? Кто для России Лев Толстой?

- С чего начиналась Родина для этого великого человека?

- Как можно назвать Спасское-Лутовиново и Ясную Поляну для этих великих писателей?

(Малой Родиной)

- Что для многих из вас малая Родина?

Толкование учителем словосочетаний (словосочетания записаны на доске)

Парки в Спасском-Лутовинове, орловские поля, Ясная Поляна.

Выборочное чтение статьи "Первые образы. Отечество" из учебника "Истоки"-4 (стр.17-20)).

Беседа по прочитанному, выборочное чтение:

- Что же означает понятие "малая Родина"? (Деревня, село, город, улица, ближние реки, дороги, поля)

- Как меняется понятие Родины по мере взросления человека? (Необъятные просторы, разнообразие природы и множество народов, населяющих её).

- Перечитайте отрывок из старинной русской песни об Отечестве (стр.18).

- При помощи какой части речи описывается красота, величие и мощь нашего Отечества?

- Чем прежде всего поражает нас, россиян, и жителей других стран наша страна? (Размерами, протяжённостью с востока на запад и с севера на юг).

Работа с картами. Сравнение площади нашего государства с площадями других стран. Краткая беседа о гражданской гордости за свою Родину.

Продолжение работы с текстом "Родина".

"Жужжащее" орфографическое чтение двух последних предложений из текста и объяснение всех известных орфограмм. Обращаем внимание на обилие имён собственных. Вспоминаем правило письма имён собственных.

Зрительно-слуховой диктант (запись этих предложений под диктовку).

Работа в парах (взаимопроверка).

Обозначение всех известных частей речи.

Коллективная проверка обозначенных частей речи, аргументация.

Разбор первого предложения по членам.

- Какой частью речи чаще всего выражается подлежащее, сказуемое?

Итог урока. Оценка работы учащихся.

- На прекрасном языковом материале мы повторили основные части речи. Какие?

- Как мы распознаём имена существительные? Имена прилагательные? Глаголы?

- Подбирая родственные слова, мы увидели общий корень в словах Отчизна, Отечество, отец. Отчизна-мать, Отечество, отец - животворящее, сущее для каждого из нас. И беречь, преумножать, любить его - задача каждого из нас.