Русские путешественники и их "след" в истории географических открытий

Разделы:


Цель: изучить географические открытия, совершенные русскими путешественниками и представить их  значимость среди других географических открытий.

Задачи:

  • Изучить географические открытия, совершенные во время поиска северного пути в Азию;
  • Оценить результаты исследований Австралии и Океании, открытия Антарктиды;
  • Выявить вклад русских путешественников и исследователей в развитие географической науки.

Оборудование: компьютер и мультимедийное оборудование, интерактивная доска, составные части УМК «Сферы» – электронное приложение.

Тип урока: изучение нового материала.

Виды деятельности учащихся: участие в эвристической беседе,  работа с различными источниками географической информации, показ и защита презентаций учащихся и их обсуждение.

Планируемый результат

Учащиеся должны:

  • Знать/понимать; имена мореплавателей и исследователей С.Дежнева, Ф.Попова, В.Беринга, И.Крузенштерна, М.Лисянского, Литке, Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева; результаты исследований периода XVII – XIX вв., их значение и маршруты путешествий,
  • Уметь показывать по картам маршруты путешествий.

Основное содержание

Исследование территории России: С.Дежнев, Великая северная экспедиция В.Беринга. Поиски Северного пути в Азию. Русские путешественники И.Крузенштерн, М.Лисянский, Литке, Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев. Первое русское кругосветное путешествие, его итоги. Открытие и исследование Антарктиды.

Практическая работа: защита творческих работ и презентаций.

Ресурсы:

  1. Учебник с. 30-31, 32-33.
  2. Контурные карты 4-5 (5)
  3. Атлас с. 6-7
  4. Тетрадь-тренажер
  5. Электронное приложение к учебнику

ХОД УРОКА

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Изучение нового материала
1. Русские географические открытия и исследования XVII – XIX вв.
(групповая работа – защита творческих проектов и компьютерных презентаций)
1. Открытия и освоение территории России в XVII – XVIII вв.
- экспедиции С.И.Дежнева и Ф.Попова, открытие пролива между Евразией и Америкой;
- Великие северные экспедиции В.Беринга: открытие Русской Америки.
1. По ходу защиты творческих проектов в виде стендовых докладов и компьютерных презентаций остальные работают в таблицах «Русские географические открытия и исследования XVII – XIX вв.»
2. Первое русское кругосветное путешествие И.Ф.Крузенштерна и М.Лисянского, его значение и вклад в развитие географической науки. 2. Каждой группе вручен оценочный лист творческого проекта с критериями, который должен быть заполнен к концу урока.
3. Открытие Антарктиды – одно из величайших географических открытий
XIX века. Ф.Ф.Белинсгаузен и М.П.Лазарев.
3. По ходу урока при необходимости используются материалы разворота 30-31 электронного приложение учебника.
2. Вклад русских мореплавателей и путешественников в развитие географической науки

Итоговая беседа,  дополнения и коррекционная работа. По результатам заполненной таблицы  «Русские географические открытия и исследования XVII – XIX вв.» делается вывод.

II. Закрепление изученного материала (по вопросам).
  1. Покажите маршруты путешествий С.Дежнева и Ф.Попова.
  2. Почему В.Беринг не знал о северном проходе, открытом С.Дежневым?
  3. Каков вклад русских в развитие географической науки?
III. Домашнее задание (по выбору)
  1. Составить рецензию на одну из творческих проектов.
  2. Составить список открытий русских мореплавателей и путешественников.
  3. Составить список географических объектов, названных в честь русских мореплавателей, путешественников и исследователей.

Приложение 1.

Таблица «Русские географические открытия и исследования XVII – XIX вв.»

Экспедиции Исторический период Участники Географические открытия
       

Приложение 2.

Таблица «Оценочный лист творческого проекта»
(оценивание проводится по пятибалльной системе)

Название проекта Содержание Эстетический вид Качество защиты Ответы на вопросы Итоговая оценка
           

Приложение 3.