Урок математики "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд"

Разделы: Начальная школа


Цели:
1. Познакомить детей с новым способом вычитания.
2. Отрабатывать навыки вычислительных действий, умение решать задачи.
3. Развивать мышление, воображение, интерес.

Ход урока:

1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний.
-Начинаем урок математики с разминки (работа по группам). Если вы верно выполните задание, то получите слово, о котором у меня есть для вас интересная информация:
1) Какое число на три десятка меньше числа 67?
О- 57
А- 47
Я- 37

2) Увеличь число 22 на 50.
Р- 72
С- 82
П- 92

3) Из какого числа нужно вычесть 7, чтобы получить 8?
Т- 17
К- 25
Д- 15

(получается слово «ярд»)

3.Работа по теме урока.
-Что такое ярд? Ярд-это старинная мера измерения длины, которую использовали в древней Англии. Ярд-это расстояние от носа короля Генриха 1-го до конца среднего пальца вытянутой руки.
-Какими мерами пользуемся мы? В чем мы измеряем?
Разные народы имели разные меры измерения длины. Давайте представим, что мы в пустыне Африки. А как передвигаются в пустыне? (на верблюдах) В Африке большие расстояния измеряли шагами верблюда. Сделает тысячу шагов- значит он прошел одну милю.
Прочитайте текст:
-Из одного города в другой вышел караван. Расстояние между городами 43 мили. За день караван прошел 25 миль.
-Это задача?
-Почему?
-Придумайте вопрос, чтобы текст превратился в задачу.
-Сделайте схему.
43-25 -Рассмотрите внимательно разность.
- Что заметили? (из единиц уменьшаемого нельзя вычесть единицы вычитаемого)
- Найдите значение разности, выполнив подробную запись (заменяем уменьшаемое суммой удобных слагаемых)
- Этот способ хорош, но занимает много времени. Давайте ускорим вычисление и решим это задание другим способом. Вы уже догадались? (запись в столбик)
-Единиц вычитаемого больше. Не сможем вычесть. Что делать? Один десяток переведем к единицам. Подумайте как показать в этой записи, что один десяток переходит к единицам? (нужно поставить стрелку) В какую сторону?
(нужно поставить стрелку) В какую сторону?

4.Физминутка.

5.Первичное закрепление материала.
 1)В милях измеряли африканцы. А вот в Древней Руси в результате развития торговли с восточными народами вошла в употребление мера аршин. Купцы привозили невиданные ткани: тончайшие китайские шелка, индийскую парчу, сделанную из настоящих золотых и серебряных нитей, бархат и др. Сейчас эти ткани и сшитые из них царские одежды хранятся в музеях и удивляют своим великолепием. Но 500 лет назад купцы ими торговали и их приходилось отмерять. Как же это делалось? В наших магазинах пользуются метровками. Восточные купцы обходились без всяких метровок: ткань они натягивали на собственную руку до плеча. Это называлось мерить аршинами.
-А вот вам и задача:
Купцы привезли 84 аршин парчи. Бабушка решила сшить платье. Она купила 17 аршин парчи. Сколько аршин парчи осталось у купцов в рулоне?
2)№ 557

6. Повторение. (предлагаются задания по ранее пройденным темам)

7. Итог урока.
-Какие меры длины использовались в старину? (ярд, миля, аршин)
-Какие действия использовали, когда вычисляли мили, аршины?
-Какими способами решали?
Интересную информацию о старинных мерах измерения длины вы можете найти в книге «Мир чисел».