Урок технологии в 3-м классе "Чудеса своими руками"

Разделы: Технология, Начальная школа


Задачи:
1. Закрепление навыков работы детей с цветной бумагой.
2. Развитие фантазии, мелкой моторики рук, монологической аргументированной речи.
3. Воспитание эстетического вкуса, чувства коллективизма, трудовой аккуратности и грамотности, ответственности за свои поступки.

 Цель: использование полученных знаний и навыков в работе с цветной бумагой.
Оборудование: видеофильм (фрагменты), видеомагнитофон, телевизор, поделки, выполненные в технике оригами, выставка книг «Оригами», незавершенная картина. У каждого: ножницы, клей, цветные квадраты, фломастеры, кисточка, тряпочка.

1Если девчонке, а может мальчишке
Нравится вдруг необычная книжка,
Можно уверенно сразу сказать:
Этот ребенок умеет мечтать,
Хочет, как взрослый, свой мир сотворить,
Птиц и животных в лесах расселить.
Взрослый поможет создать эту сказку,
Главное – вовремя сделать подсказку.
Маг, что придумал бумагу цветную.
Красную, желтую и голубую,
Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.

- Кто такой «Маг»? (волшебник). Согласны ли вы с тем, что волшебник может создать фигурки из квадратов?

= Да, конечно, вы все уже не раз трудились над цветными квадратами, и у кого-то получился чудесный домик, у кого-то интересный котик. А как называется это искусство?(Оригами) = написать на доске слово.

- А где зародилось это искусство?

- А знаете ли вы, что изэтих привычных теперь для нас цветных квадратиков можно составлять удивительные картины, яркие композиции.

2. - Тогда в мастерскую, которую назовем «Чудеса своими руками»

- В нашей мастерской есть все, чтобы научиться этому искусству.
а) Начнем с волшебного классного телевизора.
Нажмем кнопку и … перед нами портрет японского оригамиста Акира Иошизава. Именно в Японии зародился этот вид работы с бумагой. Акира создал интересные модели (показ рисунков).

- Что это? (ответы детей)
- Правда, оригинально?

б) Оригами было известно и в России. В черновике писателя  Л.Толстого (портрет писателя) впервые упоминается об этом. Сегодня очень много книг, где рассказывается об этой игре.
(Выставка книг).

в) А как вы думаете, в Зарайске есть люди, которые могли бы сделать подобное?
Может, среди ваших знакомых есть такие?

- Конечно, умельцев в нашем крае много. Нажимаем волшебную кнопку:
вот …

г) А в нашем классе?
- Да, это наша Катюша. Она увлеклась этим. И вот ее поделки (показываю)
- А вы готовы сделать чудеса своими руками?

3. - Я рада.
- Но прежде еще одно заветное место в нашей мастерской, без которой не обойтись – столик помощников.
- Что необходимо нам для создания чуда? (ножницы, клей, фломастеры)

- Посмотрите, все ли у вас в порядке на вашем рабочем столе?

- Ножницы станут помощниками, если ими правильно пользоваться. Как? (правила)

- Клей поможет склеить бумагу, а не наши вещи и пальцы, если … (правила)

 - А еще есть помощники, которые всегда с нами. Это наши пальцы.

- А чтобы наши пальчики хорошо работали надо сделать гимнастику для пальчиков рук (делает ученик)

- Как живешь?
- Вот так! (показывает большой палец)
- Как идешь?
- Вот так! (прошагать двумя пальцами по ладони)
- А бежишь? (согнуть руки в локтях и сделать движение, как при беге)
- Ночью спишь? (руки под щеку, согнуть голову)
- Как берешь?
- Вот так! (ладонь в кулачок) - А даешь?
- Вот так! (ладонь раскрыть)
- А как грозишь?
- Вот так! (погрозить соседу пальцем )
- А как молчишь? (прикрыть рот ладонями)

4.  Мы узнали новое,
Повторили правила,
Но, чтоб дружно все творили,
Нам конверты подложили.
Открываем – в них заданье,
Попрошу у всех вниманья.

Объяснить задание: неизвестный волшебник предлагает нам создать классную картину. Он уже постарался и нарисовал озеро, берег, но не успел ее закончить. Ему хотелось бы, чтобы на этой картинке были … Кто? Узнаем, если отгадаем загадки.

Группа 1-ая готова?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

Группа 2-ая готова?
Не зверь, не птица,
всего боится, половит мух
и в воду – плюх
(Лягушка)

Группа 3-ая готова?
Не хожу и не летаю,
А попробуй догони.
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни
(Золотая рыбка)

- Что же должно дополнить нашу картину? (ответы). Каждый постарается, а вместе получится «Чудо», если мы их правильно разместим.

5.- Приступаем к работе дети работают в группах с консультантом, который ведет и направляет работу детей, а учитель следит за работой в группах)
- А какая базовая форма этих фигур?

6.  - Вам понравилось наше чудо? Чем?
- Какое настроение вызывает наша картина?
- А у меня… (осень)

7. - Я тоже люблю делать такие модели. И пока вы творили, я решила добавить к вашей композиции вот такую фигурку. Кто это?

- Почему я решила именно журавлика поместить на картину?

= Да, журавлик  - символ счастья, мира. На Японском языке это слово звучит Цуру.(написать на доске).
Журавлика изображают на открытках с пожеланием здоровья.
Существует старинная легенда, что если сложить тысячу бумажных журавлей, то исполнится загаданное желание.
Но мне хотелось бы сегодня поведать вам трогательную историю, чтобы вы всегда стремились к миру, который разрушить легко, а создать трудно.
Наша страна уже праздновала победу в Великой Отечественной войне. Но американское правительство не успокоилось и решило проверить действие атомных бомб. 6 августа на Японские города Хиросиму и Нагасаки американские самолеты скинули атомные бомбы. Многие люди погибли, а выжившие получили заражение крови. Девочка, ваша ровесница, продолжала верить в добро и счастье и в больнице складывала фигурки журавлика и посылала их своим ровесникам во все города, чтобы они не знали ужасы атомной войны.
И когда я решила сделать журавлика, я подумала, что он вам напомнит об этой девочке. И вы всегда будете стремиться к тому, чтобы на земле был мир, цвели цветы, лето сменялось осенью, зима весной, а мы могли бы делать чудеса своими руками и радовать своих близких. Вы согласны?
8.  - Тогда давайте порадуем наших гостей. Пусть они унесут с собой маленький огонек нашего лицея. (подарки гостям).