Урок литературного чтения в 3-м классе. К.Г. Паустовский. "Барсучий нос"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: формировать навыки правильной читательской и речевой деятельности, совершенствовать умения работать с текстом; развивать мышление и творческие способности учащихся; воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, любовь к природе.

Оборудование: слайды презентации, экран, проектор.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На столах у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.

И так урок литературного чтения.

II. Вступительная беседа и постановка учебных задач.

Приложение 1. Слайд№1

- Какое время года изображено?

- Какие чувства вызвала картина?

- Как можно озаглавить?

Слайд №2

- А эта фотография, какие вызвала чувства?

- Чем вызвано чувство грусти?

- Как можно озаглавить эту фотографию?

- Как вы думаете, ребята, почему мы урок начали с беседы об осени?

- Какую тему мы начали изучать? Слайд №3

- Чьи это слова?

У каждого из нас свои впечатления об осени. А произведения поэтов и писателей помогают нам пополнить впечатления, сделать нашу речь богаче и выразительней.

Слайд №4

Сегодня мы продолжим знакомство с произведением замечательного писателя К.Г.Паустовского, который завещал нам учиться у героев книг любить нашу землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и искусство. Работая с текстом, мы будем развивать свою речь и творчество.

III. Работа с текстом.

1. Беседа. Слайд №5

- Какое произведение читали дома?

- Какое это произведение по жанру?

- От какого лица ведётся рассказ?

- Кем является рассказчик – повествователем или участником событий? (Рассказчик – участник событий, один из героев произведения.)

2. Чтение цепочкой I части рассказа и беседа по вопросам.

- Какие приёмы использует писатель в I части рассказа? (Автор использует приём сравнения и олицетворения)

- Что с чем сравнивает Паустовский? (Воду, казавшуюся чёрной с дёгтем; разноцветных окуней со сказочными японскими петухами; глаза ершей с маленькими лунами; зубы щуки с иглами)

- Почему плотва названа оловянной? (Плотва и олово серебристого, холодного цвета)

- Приведите пример олицетворения. (Звёзды шевелились и дрожали)

- Как понимаете, выражение «шевелились и дрожали низкие звёзды»? (Наверное шевелились ветки деревьев, сквозь которые были видны звёзды или так казалось от движения воздуха)

- Что такое чёлн? (Чёлн - выдолбленная из дерева лодка.)

- Деготь? (Дёготь – тёмный, жидкий смолянистый продукт.)

3. Нарисуйте словесную картину к I части рассказа.

4. Физминутка.

5. Самостоятельное чтение II части и подготовка к пересказу от 3 лица.

- Почему мальчику автор уделил много внимания? (Мальчик был наблюдательным: первым заметил барсука, увидел как зверёк лечит нос. Без мальчика рассказ был бы не интересен.)

6. Выборочное чтение. III и IV часть.

- Прочтите всё, что написано о барсуке в III части.

- Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию? (ответы детей)

- Охарактеризуйте барсука. Слайд №6

- Прочтите, как барсук лечил свой нос.

7. Пересказ от лица барсука.

- Какое по жанру у вас будет произведение? (Это будет сказка.)

- Как озаглавим нашу сказку? ( Ответы детей)

- И так сказка:Слайд №7

- Спасибо за сказку. Она была замечательна!

- Ребята, а как повели себя обитатели леса, когда барсук сильно закричал от боли? (Они испугались.)

- Как удалось Паустовскому избежать повторения слова «испугались»? (заорали лягушки, всполошились птицы, ударила пудовая щука)

- Что значит «пудовая щука»? ( Пуд - это старинная единица массы, равная 16 кг).

IV. Итог урока. Чему мы учились на уроке?

Сегодня мы услышали сказку от лица барсука.

V. Дома:

1 группа готовит рассказ от лица мальчика. Какое по жанру будет произведение?

2 группа читает II часть и готовит пересказ от 3 лица.