Урок развития речи по программе "Школа России". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • познакомить учащихся с текстом – описанием, сформировать
  • у детей первичное представление о нем;
  • работать над последовательной, связной речью учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование:

  • презентация “Пропала собака”;
  • “Цветик-многоцветик”(приложение 1);
  • предложения, написанные на полосках бумаги;
  • индивидуальные карточки-памятки с трудными и
  • словарными словами;
  • индивидуальные карточки с картинками собак (приложение 2).

Ход урока

1. Формулировка темы урока.

Звучит песня “Пропала собака”

Вопросы учителя

Ответы учащихся

– Что случилось у мальчика?

У него пропала собака.

– Что нужно делать, если пропала собака?

Искать или написать объявление.

– Что такое объявление?

( затрудняются сказать)

– Давайте посмотрим значение этого слова в орфографическом словарике.

Первый слайд презентации: значение слова “объявление” из словаря Ожегова (приложение 3).

– Из чего состоит текст объявления?

– Текст объявления состоит из предложений

– А кого описывают эти предложения?

Они описывают собаку.

Так с чем же мы сегодня на уроке познакомимся?

– С текстом – описанием.

2. Коллективная работа.

– Давайте все вместе попробуем составить текст – описание моей собаки.  
Второй слайд презентации: фотография моей собаки.
– А в этом нам поможет наш “ цветик – многоцветик”.  

Ребенок выходит к доске, берет один любой лепесток “цветика – многоцветика” и устно составляет предложение (даю ему в руки его предложение, написанное на полоске бумаги; он прикрепляет его на доске). Следующий – берет другой лепесток из оставшихся лепестков и составляет свое предложение (даю ему в руки его предложение, написанное на полоске бумаги; он прикрепляет его на доске). И так все лепестки.

– Посмотрите, пожалуйста, на то, что у нас получилось. Можно ли назвать это текстом? – Нет, предложения стоят не по порядку.
– Как нужно поставить эти предложения, чтобы получился связный текст – описание?  

Дети выстраивают предложения так, чтобы получился текст.

– Получился ли у нас текст – описание? Почему? – Да. Все предложения связаны между собой по смыслу и описывают вашу собаку.
– Назовите мне последовательность нашего текста – описания. – Сначала порода, кличка, потом размер, цвет, последними особые приметы и номер телефона.
Третий слайд презентации: план текста.

3. Работа над орфографией.

Молодцы! Текст – описание мы составили, но нам еще нужно его записать. Посмотрите, какие трудные слова нам могут встретиться в тексте объявления.  
Четвертый слайд презентации: индивидуальная карточка – памятка с трудными и словарными словами.

Дети объясняют написание выделенных букв (если могут, если нет – помогает учитель), подбирают проверочные слова.

Со словарными словами работают также, но запоминают написание непроверяемой безударной гласной.

На каждую парту раздается заранее лист с планом текста и памятками с трудными и словарными словами (приложение 4).

4. Физминутка

(Учитель проводит ее тогда, когда видит, что дети устали)

Звучит песня “Человек – собаке друг”. Дети выполняют движения под музыку за учителем или друг за другом.

5. Работа в парах.

– Мою собаку вы описали, а теперь составьте текст – описание своей собаки (у каждой пары учащихся карточка с картинкой собаки)  
– Назовите мне еще раз последовательность нашего текста – описания.

Дети называют пункты плана, опираясь на карточку.

– Запишите, используя памятку с трудными словами, текст – описание своей собаки.  
Дети пишут текст сами. Учитель проходит, помогает, если ребенок испытывает трудности с составлением текста.

6. Проверка выполненной самостоятельной работы.

Пятый слайд презентации: карточки с картинками собак все на одном слайде пронумерованы.

Зачитываем 2 – 3 текста – описания. По описанию угадываем, какая собака имелась в виду.

7. Подведение итогов урока.

– С каким видом текста мы сегодня на уроке знакомились? – Мы знакомились с текстом – описанием.
– Как вы думаете, чем текст – описание отличается от любого другого вида текста? – Он описывает какой – то предмет.
– Кому сегодня на уроке все было понятно и все легко получалось, тот повесит свое объявление на красную доску объявлений. Дети выходят к доске и приклеивают свое объявление на красную доску.
– Кому сегодня на уроке все было понятно, но все же он испытывал трудности – приклейте свое объявление на зеленую доску объявлений. Дети выходят к доске и приклеивают свое объявление.
– А тот, кто хотел бы, чтобы ему объяснили еще раз эту тему – приклейте свое объявление на синюю доску. Дети выходят к доске и приклеивают свое объявление.
– Какие мы молодцы! Теперь мы точно знаем, что нужно делать, если вдруг потерялась собака и как составить текст – описание. Урок окончен.