Конспект урока ИЗО в 3-м классе по теме "Обои и шторы в твоем доме"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи:

  • обратить внимание детей на связь цвета и настроения, на роль цвета в интерьере, необходимость учета его воздействия на восприятие человека (яркий и веселый – для детской комнаты, столовой, строгий – для кабинета);
  • развивать творческие способности, изобразительные навыки;
  • овладеть способом “набивки” по трафарету;
  • воспитывать художественный вкус.

Оборудование: Таблицы (обои в нашем доме, изготовленные учителем. Приложение 3),ткань с узорами, бумага, ножницы, гуашь, поролон, виды узоров.

Тема рассчитана на два урока.

План урока 1

  1. Организация класса – 1мин.
  2. Сообщение темы и задачи урока – 2-3 мин.
  3. Объяснение материала 10-15 мин.
  4. Физминутка 1 мин.
  5. Практическая работа – 20-25 мин.
  6. Анализ выполненных работ – 3 мин.
  7. Домашнее задание – 1 мин.

План урока 2

  1. Организация класса – 1 мин.
  2. Сообщение темы и задачи урока 2-3 мин
  3. Что нового узнали на прошлом уроке – 2 мин.
  4. Объяснение последовательности выполнения практической работы
  5. Физминутка – 1-2 мин
  6. Практическая работа 20-25 минут
  7. Выставка готовых работ, выставление оценок, уборка рабочего места.

Ход урока 1

Вводная беседа. Еще в старину, когда только начинало развиваться фабричное производство тканей, узоры на них отпечатывались с деревянных досок, на которых были вырезаны рисунки. Количество досок обычно соответствовало числу красок в узоре.

Узор на ткани изготавливался раньше вручную, путем “набивки”

молотком по наложенной на доску ткани. Поэтому такие узорные ткани назывались набойками. Эти старинные ткани можно увидеть только в музеях.

В современное время узоры на тканях и на бумаге печатают машины. В основе узора лежит повторение одинаковых частей узора.

РАППОРТ – повторяющаяся часть орнамента.

Некоторые ручные способы механического повторения частей узора, например по шаблону, по трафарету, еще применяются. Эти способы очень просты и доступны каждому. Мы с вами сегодня тоже будет изготавливать трафарет, а затем печатать узор на цветной бумаге.

Учитель вывешивает новые слова на доске и разбирает с учащимися их смысл:

НАБОЙКА – вид декоративно-прикладного искусства; печатание вручную на ткани цветного узора при помощи рельефных форм – деревянной доски, медной пластины;

ТРАФАРЕТ – тонкая пластина, в которой прорезан рисунок, подлежащий  воспроизведению;

ШАБЛОН – образец, по которому изготавливаются какие-нибудь  одинаковые изделия;

ОРНАМЕНТ – (от лат. Ornamentum – украшение) это узор, основанный на повторении и чередовании составляющих элементов

Справка. Орнаменты бывают геометрические, растительные, животные (зооморфные), антропоморфные (с переработкой фигуры человека), символические, комбинированные и др.

По характеру композиции можно выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетта), в квадрате или прямоугольной форме, сетчатый (обычный на ткани).

Декоративная переработка форм – упрощение форм для большей графической и цветовой выразительности.

Физминутка

Давайте еще раз уточним: через шаблон – обводится изображение карандашом или раскрашивается красками или фломастерами.

Через трафарет – отбивается губкой, поролоном.

Последовательность изготовления трафарета.

  1. Складываем альбомный лист по длинной стороне вдвое, разрезаем, получится две одинаковые полоски.
  2. Складываем каждую полоску бумаги по длинной стороне вдвое, книжечкой.
  3. Намечаем рисунок, учитывая, что он будет повторяться для этого нужно соблюдать одинаковое расстояние одного изображения от другого. Например, ёлочка, грибок, ёлочка.
  4. Затем, намечаем второй трафарет, чередуя узор в другом порядке: грибок, ёлочка, грибок. Чтобы изображения получились одинаковые, используем вырезанные части от первого трафарета (См. Приложение 1). Трафареты обязательно подписать и сдать. Работу продолжим на следующем уроке.

Анализ работы, подведения итога урока, уборка рабочего места.

Домашнее задание: посмотрите дома, какие у вас в комнатах обои, можно принести кусочки оставшихся обоев к следующему уроку.

Ход урока 2

1. Организация класса – 1 мин.

2. Мы продолжаем работать по теме: “Обои и шторы в твоем доме”. Покажите, какие обои вы принесли. Какие красивые и разные! Молодцы!

Теперь приступаем к следующему этапу работы. Ваша задача: а) аккуратно напечатать изображение на листе цветной бумаги;

б) доработать изображение фломастером, или гелевой ручкой, можно использовать блёстки.

Последовательность работы:

1.Первый трафарет следует положить на цветной лист и выравниваете по левому краю листа. Гуашь надо брать густую, чтобы она не затекала под трафарет. Второй трафарет выравниваете по правому краю листа и повторяете всё в той же последовательности. Теперь нужно немного подождать, пока высохнет.

Физминутка – 1-2 мин.

Когда высохнет отпечаток, дорабатываем детали фломастерами или гелевыми ручками, можно украсить некоторые мелкие детали блёстками.

Выставка работ. Выставление оценок. Уборка рабочего места.

Приложение