Урок русского языка по развитию речи в 4-м классе по теме "Год русского языка и детского чтения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать у учащихся патриотическое чувство по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности;
  • развивать связную устную речь учащихся;
  • расширять и обогащать словарный запас учащихся;

- воспитывать интерес к литературному чтению; формировать коммуникативные компетентности: уважение друг к другу, умение слушать, сопереживать.

Оборудование: выставка книг, карточки с пословицами, карточки-телеграммы, магнитофон, аудиокассета, портреты писателей.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Почему вы такие нарядные, веселые сегодня?

- Посмотрите на оформление класса, и вы без труда узнаете тему нашего урок. (Тема урока пока закрыта). (Предположения детей).

- Итак, главные гости сегодня - его величество Русский Язык и Чтение.

2. Введение в тему.

- Ребята, в народе издавна говорят: «Грамоте учиться всегда пригодится». Как вы понимаете эту пословицу? (Т.е. научиться читать и писать).

- А какие предметы помогают нам овладеть грамотой? А может и не нужно нам изучать русский язык? (Ответы детей).

- Я вам сейчас прочитаю отрывок из письма известного писателя С.Я. Маршака к ученику Коле Бирюкову. (Чтение письма учителем).

«Милый Коля Бирюков! Ты говоришь, что любишь читать, пишешь сочинения, но не можешь понять для чего нужно изучать причастия. Ведь русский язык ты и без того знаешь.

Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка. Научившись с малых лет говорить, он склоняет, строит предложения по всем правилам грамматики, даже не подозревая, что такие правила существуют. Но такого человека легко сбить с толку. Он может не заметно для себя самого испортить свой язык, усвоить неправильные обороты речи. Ведь он не изучал правил русского языка и не знает, что правильно и что неправильно.

Да и речь его довольно бедна: склонять, спрягать, соединять, отдельные слова в предложении он научился бессознательно, как научился ходить.

Этого знания языка хватает ему для выражения самых простых мыслей. Но когда ему понадобится выразить мысль сложную, требующую различных пояснений и дополнений, - вот тогда ему трудно придется, если он не знает законов языка, то есть грамматики.

Надо читать хорошие книги, прислушиваться к живому человеческому слову. Но грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе.

Кроме того, она учит нас правильно писать.»

- А вас убедил автор, что нужно изучать грамматику?

- Могуч и прекрасен наш русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся писатели.

1 ученик:

«Русский язык настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой» (Лев Николаевич Толстой).

2 ученик:

«О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» (Иван Сергеевич Тургенев)

3 ученик:

«Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат» (А.П. Сумароков)

- Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку.

- А что такое русский язык? Русский язык – это национальный язык русского народа.

3. Чтение текста «Язык».

- А сейчас послушайте внимательно текст «Язык». (Чтение текста учащимися наизусть).

 «Знаменитый баснописец древний Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.»

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать. хитрить. ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.»

- Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, в другом утверждает, что язык – это самое худшее, что есть в свете? Как понять это противоречие?

Учитель:

- Язык – к знанию ключ. Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным – немота».

- Слово – загадка, которую невозможно разгадать, понять, разобрать до конца. К этим загадкам нужно относится бережно, правильно писать, произносить. Слова – строительный материал, кирпичики, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно безобразный шаткий сарай. Правда это будут словесные здания..

- В речи человека отражена культура, воспитанность. Эстетика речи состоит из правил произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений, ясности, доступности, чистоте (нет слов паразитов), яркости.

- Ребята, давайте стремиться к этому.

4. Языковая разминка.

- Ребята, давайте с вами немного отдохнем, ведь у нас уже есть знания русского языка.

- Может ли в слове быть сто одинаковых букв? (Стол, стог, стоп, сток, стон).

- Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком).

- Что стоит посередине Волги? (Буква Л).

5. Работа с фразеологизмами.

- Русский язык богат и щедр, и мы должны научиться пользоваться его богатством, употреблять в своей речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, чтобы наша речь стала выразительной и красивой. Нужно вам объяснять значения этих слов? Сила слова беспредельна.

- Как вы понимаете значение этих фразеологизмов?

Язык проглотил
Язык прикусить
Найти общий язык
Сорваться с языка
Язык не поворачивается.

Физминутка.

Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Клоуны». Для этого встаньте свободно между партами и по моему сигналу выполняйте следующие команды:

  • брови свести и развести;
  • глаза прищурить, затем широко открыть;
  • губы максимально растянуть в улыбке, а затем поджать;
  • шею максимально вытянуть, затем опустить;
  • плечи максимально свести и развести;
  • руками обнять себя, погладить и пожелать себе успехов в учебе.

- А сейчас мы с вами ребята немного отдохнем и выполним психологическую физминутку под музыку Шопена. Она нам поможет стать более внимательными, наблюдательными, научит понимать друг друга без слов, сопереживать и помогать друг другу. Называется она «Близнецы». У этой игры есть очень важное условие: во время нее нельзя разговаривать, задавать вопросы. Встаньте между партами, положите друг другу руки на плечи и закройте глаза. По моему сигналу выполняйте следующие упражнения:

  • присесть;
  •  встать;
  • встать на носочки;
  • наклониться влево;
  • наклониться вправо;
  • прогнуться назад;
  • постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене;
  • постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене.

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми упражнениями.

6. Беседа о чтении.

- Конечно, нас учит правильно говорить не одна грамматика. Надо читать хорошие книги. Кто много читает, тот много знает.

- О чем нам рассказывают книги?

- О книге известно много пословиц и загадок.

- А сейчас мы с вами проведем конкурс «Собери пословицу».

  • С книгой жить -

 

 

 

мост в мир знаний.

  • Книги -

 

 

 

ума наберешься.

  • С книгой поведешься

 

 

 

век не тужить.

  • Книга в счастье украшает,

 

 

 

а знания из книг.

  • Золото добывают из земли,

 

 

 

а в не счастье утешает.

7. Конкурс «Телеграмма».

- Давайте с вами проверим, знаете ли вы сказочных персонажей, от которых пришли телеграммы.

  • «Хвост нашли, плакать перестал» (Иа, Алан Милн, «Вини-Пух»)
  • «Ключ достал. Скоро буду» (Буратино)
  • «В гости не прилечу. Мотор забарахлил».
  • «Купила самовар. Приглашаю к чаю». (Чуковский)
  • «Обязуюсь впредь мыть посуду».
  • «Едва не сдали на металлолом, но девочка помогла».

8. Беседа о книгах.

- Кто пишет для вас интересные и увлекательные книги? (Писатели).

- Каких детских писателей вы знаете и любите? (Ответы детей).

9. Творческая работа.

- Мы сегодня с вами говорили о родном языке и ваших любимых книгах.

- А какие книги вы читаете сейчас? Кто автор? Напишите об этом на ваших листочках, укажите название, автора, выполните иллюстрацию.

10. Рефлексия.

- Что вам больше запомнилось на нашем занятии?

- Что было интересным для вас?

- Что понравилось?