Использование ИКТ на уроках биологии

Разделы:


Цели урока:

Образовательные:

  • Приобретение и усвоение знаний учащихся по теме.
  • Углубление знаний об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе.
  • Формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схему.
  • Научить определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов.

Развивающие:

  • Развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы, работать с разными источниками информации, демонстрационным материалом.

Воспитательные:

  • Совершенствование навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы.
  • Развитие познавательного интереса к предмету.

Оборудование: Интерактивные средства Библиотеки Электронных наглядных пособий «К и М»( БЭНП), мультимедийный проектор.

На доске: схема «Способы бесполого размножения», таблицы: «Митоз», «Цикл развития мхов», «Вегетативное размножение растений клубнями, корневищами, луковицами, черенками, усами», «Прививка плодовых растений», «Гидра», «Дрожжи», «Грибы», «Уровни организации живой природы».

На столах учащихся: схемы «Способы бесполого размножения», микроскопы, микропрепараты «Митоз в клетках корешка лука», индивидуальные карточки-задания, Интернет-распечатка дополнительного материала, карточки с ключевыми понятиями.

На столе учителя: демонстрационные объекты: проросшие клубни картофеля, луковицы репчатого лука, стеблевые черенки комнатных растений – пеларгонии, колеуса, бальзамина; листовые черенки бегонии, узамбарской фиалки; модель гидры.

Методы обучения:

  • По источнику знаний: словесный, наглядный, практический.
  • По характеру деятельности учащихся: частично – поисковый.
  • По характеру деятельности учителя: проблемный.

Форма организации: Урок формирования новых знаний с применением ИКТ. Основные термины и понятия: популяция, вид, эволюция, споры, митоз, клонирование, шизогония, почкование, фрагментация.

План урока

  1. Организм как биосистема.
  2. Репликация ДНК.
  3. Деление клетки.
  4. Бесполое размножение.
  5. Способы бесполого размножения.
  6. Выводы.
  7. Итоговое тестирование.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

  • Перечислите признаки, характерные для живого организма.
  • Что называют размножением? Каково его значение?
  • Какие формы размножения живых организмов вам известны?
  • Что вы знаете о бесполом размножении?
  • Каково значение бесполого размножения?
  • Какие клетки участвуют в бесполом размножении?

Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала (восстановление информации из долговременной памяти на доске по таблице).

Знаю о бесполом размножении Хочу знать Узнал (обобщение, выводы)

3. Постановка цели урока.

Цель урока формулируют сами учащиеся.

4. Формирование новых знаний.

Слайд 1.

1) Учитель:

– На любом уровне организации живая материя представлена элементарными структурными единицами (это свойство живого) называется дискретностью. Для клетки это органоид, для организма-клетки. Весь органический мир состоит из отдельных единиц-видов. Каждая особь данного вида смертна и поддерживается размножением организмов. Таким образом, дискретность жизни предполагает ёё воспроизводство и размножение.

Ставлю перед учащимися вопросы:

– Каким образом обеспечивается длительное существование видов?

– Чем объясняется сходство родителей и потомства?

2) Организм как биосистема.

Слайд 2.

Работа класса над понятийным материалом. Работа над терминами и понятиями: популяция, вид, эволюция (материал из энциклопедии).

3) Сущность размножения.

Слайд 3.

Организация повторения «Уровней организации жизни».

Предлагаю учащимся изучить: Что является основным биологическим свойством живого? В чём сущность размножения? Что лежит в основе размножения?

Выводы учащихся:

На молекулярном уровне процесс, который условно можно назвать размножением, выражается в уникальной способности ДНК к самоудвоению.

Клетки одноклеточных и многоклеточных организмов размножаются делением.

4) Репликация ДНК. Организация повторения ранее изученного с использованием звуковой анимации.

Слайд 4.

Предлагаю учащимся ответить на вопрос: «Что лежит в основе размножения?»

Заслушиваются ответы, выделяется главное: в основе размножения организмов и передачи наследственной информации лежит процесс удвоения ДНК и деление клетки.

5) Деление клетки – основа роста и размножения.

Слайд 5.

Постановка проблемных вопросов перед учащимися.

– Какие формы организмов существуют в природе?

– Как осуществляется размножение соматических клеток?

Индивидуальная работа ученицы с Интернет-распечаткой.

6) Бесполое размножение.

Слайд 6.

Организация работы класса по изучению сущности бесполого размножения.

Работа с дополнительными источниками знаний, в результате чего учащиеся приходят к выводу: бесполое размножение происходит без образования гамет, и в нём участвует лишь один организм. При бесполом размножении обычно образуются идентичные потомки, а единственным источником генетической изменчивости служат случайные мутации.

7) Самостоятельная работа по изучению схемы «Способы бесполого размножения организмов».

Слайд 7.

Комментарии учителя по организации работы со схемой, находящейся на столах учащихся, «Способы бесполого размножения организмов»

Деление клетки Споровое размножение Вегетативное размножение

В ходе изучения способов бесполого размножения (слайды – 8-15) учащиеся поэтапно ведут заполнение закрепляющей схемы (самостоятельная работа в парах).

8) Деление клетки надвое.

Слайд 8.

Организация повторения ранее изученного.

Задание 1. Индивидуальный опрос. Повторение информации о фазах митоза (используется компьютерная анимация без звукового сопровождения).

Задание 2. Поисково – исследовательская работа с демонстрационным материалом. Предлагаю рассмотреть микропрепарат кончика корешка лука под микроскопом, найти в нём клетки в периоды интерфазы и разных фаз митоза.

Задание 3. Проверка и учёт знаний. Даю задание рассмотреть последовательный ход основных фаз митоза и указать соответствие основных процессов этих фаз.

9) Множественное деление- шизогония.

Слайд 9.

Организация работы класса по звуковой анимации на примере малярийного плазмодия.

10) Споровое размножение.

Слайды 10-11.

Организация повторения.

– Какие два поколения наблюдаются в цикле размножения мхов и папоротников? Что такое спора?

Подкрепление знаний с изучением звуковой анимации «Цикл размножения мхов».

Дополнительный материал по теме.

11) Вегетативное размножение растений.

Слайды 12-13.

Задание. На столах учащихся карточки - задания (индивидуальные). Учащиеся выделяют ключевое понятие, о котором пойдет речь в следующем слайде, вносят его в схему (клонирование).

Переход к изучению вегетативного размножения. Знакомство с размножением отдельными частями материнского организма слоевищем и клонирование.

Работа класса с Интернет-материалом « Клонирование высших животных».

В ряде случаев образуются специальные органы, служащие для вегетативного размножения. Таковы видоизменённые части стебля – клубни, луковицы, корневища, «усы», стеблевые и листовые черенки (использование демонстрационного материала ).

Сообщение учащегося о практическом использовании прививки в практике с/х. Профориентационная работа.

12) Размножение фрагментами (фрагментация).

Слайд 14.

Проблемный вопрос: какова практическая направленность изучения данного способа размножения? (обсуждение изученного материала, выводы).

13) Почкование.

Слайд 15.

Демонстрация самодельной модели гидры. Ребята высказывают свои суждения о способе размножения гидры. Проводится самостоятельная работа с дополнительными источниками информации после изучения материала слайда.

Выводы.

Слайд 16.

Предлагаю учащимся ответить на вопросы:

  • Назовите одно из важнейших свойств живых организмов, поддерживающее существование вида в природе.
  • Что лежит в основе размножения?
  • Как называется процесс самоудвоения молекул ДНК?
  • Какие формы размножения существуют в природе?
  • Перечислите формы бесполого размножения, используя построенную вами схему.

5. Закрепление – компьютерное тестирование.

6. Домашнее задание:

Выучить параграф 18, ответить на вопросы, заполнить схему «Способы бесполого размножения организмов» в рабочих тетрадях.

Индивидуальные задания: составить вопросы или карточки-задания по изученной теме своему соседу по парте.

На перспективу: просмотреть Интернет-распечатку «Половое размножение»; приступить к созданию презентации по теме к обобщающему уроку.

7. Итог урока.

Презентация – Приложение 1.

Литература:

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера – 2-е изд., стериотипное – Москва. Мир.
  2. Павлов И. Ю., Вахненко Д. В., Москвичев Д. В. Биология. Словарь – справочник. Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс»,1997.
  3. Общая биология. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Д. К. Беляев, Н. Н. Воронцов, Г. М. Дымшиц и др.; Под ред. Д. К. Беляева и др. – 8-е издание.
  4. www.encycl.eandex/ru/
  5. www.rubricon.com
  6. www.lbcmcp.ups-tlse.fr/ehseignemeht.html
  7. www.fegi.ru/primorye/GEOLOGY/coal/