Проблемы профильной дифференциации при обучении математике в школе

Разделы: Социальная педагогика


Целенаправленно содействовать профилизации способна только такая система, которая имеет собственный профиль. Свой собственный профиль необходим каждому учащемуся, педагогу, ШМО, школе. Недостаточно сказать, мол, вот мы учителя английского языка, и это наш профиль. Обязательным условием, дающим профилю возможность и право на жизнь, являются межпредметные связи.

Лесногородская школа не имеет профильных классов, но деятельность ее такова, что у нее есть качество и род. Она определила (не за год, а за десятилетия) то видовое множество, из которого получился выбор.

Лесной городок застраивался и обживался людьми, чья профессиональная деятельность связана с энергетикой, и основная масса обучающихся была из семей технических служащих. И в школе сформировалась и продолжает быть традиционно сильной физико-математическая составляющая обучения.

В школе всегда получалось массово готовить выпускников в технические ВУЗы и Сузы.

Каждый год наши дети поступают на бюджет в МЭИ, МАДИ, МГУ, МАИ, МЭСИ, МГТУ им. Баумана.

Предпрофильная подготовка, осуществляемая в нашей школе, в первые годы представляла эклектичную картину кратковременных курсов (8-17 часов), направленных на выявление и развитие познавательных интересов и профильных намерений учащихся и не обеспечивающих их предметную компетентность. В этом году мы вынесли на поток четыре учебных предмета – физику, математику, химию и русский язык.

Т.О., наша модель предпрофильной подготовки базируется на элективных формах, а также сети факультативов, кружков, заочной физико-технической школе при МФТИ г. Долгопрудного. Но, естественно, спектр предметов ограничен возможностями школы. Расширение этих возможностей мы связываем с организацией муниципальной образовательной сети.

Социализация наших детей средствами профильной ориентации будет эффективной, если мы начинаем ее уже в 5-6-х классах средней школы. И некоторый задел этому в нашей школе есть. Начиная с 5-го класса технический труд у нас представлен в виде начального технического моделирования, где поэтапно у ребят формируются навыки элементарного конструктивного мышления, развиваются знания о материалах и инструментах, развиваются элементарные представления о техническом прогрессе. На последних этапах формируется самостоятельная творческая активность, преобразуются модели в соответствии с различными задачами, происходит сотрудничество детей при создании сложных построек.

В отличие от профильной дифференциации, предпрофильная не осуществляется посредством создания особых классов. Она потребовала от нас более гибких форм дифференции, предотвратила социальную селекцию и обеспечила равный доступ к образованию различных категорий учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями. На элективных курсах мы объединили идею профильной и уровневой дифференциации, что позволило включить каждого ученика в деятельность в соответствии сего зоной ближайшего развития (элементы так называемой предметно – поточной модели по И.М. Осмоловской и Д.С. Савельева).

В основе нашего подхода к отбору содержания образования при организации предпрофильной подготовки лежат требования, согласно которым должен обеспечиваться фундаментальный характер образования и, следовательно, сохраняться его инвариантное содержание.

В школе внедряются новые образовательные технологии – проектно-исследовательские и дистанционные. Элементы проектного обучения внедряются в классно-урочную систему, не забывая, что это все-таки элемент, надстройка системы образования, которая не должна быть перегружена. Поэтому, в основном, эта технология у нас доминирует в ШНОО. И здесь, если в начале в качестве продукта мы получали в основном рефераты, то теперь научились разворачиваться в сторону исследовательских работ. И если сначала мы вовлекали в этот процесс одаренных детей, то теперь в проектах у нас участвуют и “середнячки”.

Профиль жизненно необходим трем субъектам образования: школьнику, учителю, самой школе. Учащихся много, педагогов и школ тоже немало, поэтому нам никуда не уйти от сетевого взаимодействия. Интенсивность, актуальность и значимость таких взаимодействий будет крайне неравномерной; большинство вариантов так и не проявят себя. Но главное заключается в том, чтобы все это было взаимовыгодно, взаимно обогащало каждую сторону, не создавало точек перенапряжения. Мы надеемся, что будет создана система с перспективой, как долгоживущая, ведь школа как полноценная общественная система должна работать не только на себя.

Профилизация – сфера общественного интереса. Школьники и родители нуждаются в специфике получаемого образования. При этом эта “нужда” не должна быть принуждена к выбору той или иной специфики. Что делать нам, селу, если мы набираем в 10-й класс 25 человек? А остальные выпускники не уходят в другие, профильные школы, а уходят в ПТУ, колледжи. Как можем мы удовлетворить различные интересы, не покидая родной школы?

В настоящий момент – это наше школьное научное общество обучающихся “Интеграл”. Руководит им учитель – физик экстра класса О.Г. Монахова – лауреат премии Сороса, победитель Приоритетного национального проекта “Образование”. И основные направления, продвинутые в ШНОО, – физико-математические. Наши ученики являются победителями районных научно – практических конференций именно в разделах математики и физики. В этом году ученик 10-го класса стал лауреатом Международного космического фестиваля в г. Калуге. Успешное обучение наших ребят в заочных и вечерних школах МФТИ и МГТУ им. Баумана – это и успех наших педагогов-математиков и физиков.

Создание профиля опирается на наличие педагога. Уйдет педагог – исчезнет профиль. А чтобы обеспечить индивидуальную траекторию, предоставить возможность выбора, необходимо иметь равно высокую квалификацию ряда педагогов. Многие школы имеют такой потенциал? А эти проблемы тянут за собой уже проблемы модернизации педагогического образования и вечные проблемы экономического характера.

Литература:

  1. Журнал Директор школы №3/ 2008 г., “Актуальные проблемы российской школы: стандарты, профилизация, оплата труда”, интервью с И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования министерства образования и науки РФ;
  2. Журнал Народное образование XXI век №7/ 2007 г., “Стратегическое мышление как основа успеха”, В. Гам, проректор по учебной работе Омского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук;