Урок-обобщение по теме "Метаболизм — основа существования живых организмов"

Разделы: Биология


Тип урока:урок обобщение.

Цели:

Образовательная. Расширить знания учащихся о различных формах обмена веществ в клетке и организме; формировать понятия пластического и энергетического обменов в клетке и их биологической сущности.

Развивающая. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная.  Создавать условия увлечённого учения; воспитывать  познаватнльное отношение к учебе.

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.

Формы организации познавательной активности: фронтальная, индивидуальная, работа по составлению схем, решение  задач, мини театр.

Средства обучения: ПК, видеопроектор, блок-схемы, магнитная доска, таблицы «Метаболизм», электронный усный журнал, учебник для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений, схемы пластического и энергетического обмена, презентация к уроку (Приложение 1).

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

3. Метаболизм – обмен веществ и энергии. Участие органических и неорганических веществ в разнообразных химических превращениях, составляющих суть обмена веществ и энергии

Составление схемы на магнитной доске из заранее подготовленных элементов.

4.  Роль АТФ в   энергетическом и пластическом обмене

Молекулярная структура АТФ не стабильна. Под влиянием спецефических ферментов она подвергается гидролизу, т.е. присоединяет молекулу воды и расщепляется. Эта реакция сопровождается выделением 40 кДж энергии. (Составление  схемы на доске, 1 стр. устннго журнала  подготовленная учащимися в электронном виде и решение задачи)

Задача:  Роль АТФ можно сравнить с ролью аккумулятора. Объясните, в чем заключается это сходство.

Ответ: АТФ можно сравнить с аккумулятором в том смысле, что его производство требует энергии и он служит удобным кратковременным накопителем энергии. АТФ вырабатывается в процессе дыхания и может перемещаться в любую часть клетки, где необходима энергия, «разряжаться» (превращаясь в АДФ), а затем при дыхании вновь «заряжаться» (когда АДФ  снова превращается в АТФ). 

 5. Энергетический обмен – катаболизм или диссимиляция

Этапы энергетического обмена:

     Подготовительный          Бескислородный        Кислородный

(Формирование схемы энергетического обмена)

6. Фотосинтез – характерен только для клеток автотрофных организмов.

( 2 стр. устного журнала, работа с таблицей: Основные моменты световой и темновой фаз.)

7. Биосинтез белка

Транскрипция  (протекает в ядре)

Трансляция   (протекает в цитоплазме на рибосомах)

(3 стр. устногожурнала, выполненная учениками в электронном виде)

8. Закрепление

Инсценировка:  «Мудрецы»

(Входят два мудруца и заводя меж собой ученый спор в котором принимают участие учащиеся решая кто из них прав)

Учитель: Уважаемые мудрецы мы пригласили вас, чтобы вы помогли нам дать определения некоторым терминам.  Первый термин который нас интересует: Фотосистема

I мудрец:  Ну что ж. Прекрасный греческий термин. «Фото» - свет, слово «система» и переводить не надо. Так называют сложноорганизованную систему пигментов, улавливающих фотоны света при фотосинтезе.

II мудрец:  Прошу прощения, коллега, но вы глубоко заюлуждаетесь. Данный термин действительно содержит корень «свет», как вы верно указали, но вот второй корень здесь следует выделять как « стема», т.е. ткань. Этот термин обозначает фатосинтезирующую ткань высших растений.

Учитель: Ребята, а вы как думаете? Чьё определение верно?

Учащиеся делают свой выбор. Ответ: I мудрец  был прав.

Учитель: Ну чтож давайте пнрейдем к следующему термину. Теперь нас интересует: Анаболизм

I мудрец: Это латинское слово. Обозначается этим термином болезнь, возникающая у культуристов при злоупотреблении анаболиками.

II мудрец: Спасибо, коллега, за ценное открытие! Только сейчас благодаря вам, я понял почему термин «идиотизм» и «анаболизм» так созвучны друг другу! Анаболизм, в  отличие от идиотизма, не болезнь, а Часть метоболизма включающие в себя реакции распада. «Ана» переводится как разъединение.

Учитель: Как вы думаете,ребята, кто на сей раз прав?

Учащиеся определяют свой выбор. Ответ: Вданном случае оба разъяснения не верны, т. к. Анаболизм  - это реакции образования сложных органических веществ из неорганических.

Учитель:  Уважаемые, ученые мужи, Давайте попробуем определиться с последним термином: Субстрат дыхания.

I мудрец: Очень простой и понятный термин, друзья мои! Так называют поверхность той части дыхательных путей, где происходит газообмен, то есть дыхание.

II мудрец: Удивительное невежество, коллега. На самом деле вы морочите голову этим прекрасным молодым людям. Субстратом дыхания называют любое вещество, подвергающееся распаду в процессе клеточного дыхания.

Учитель: Давайте и на этот раз определим . Кто же из мудрецов прав?

Учащиеся делают выбор. Ответ: Прав II мудрец.

9. Проверка знаний, тестирование

(см. Приложение 2)

10. Подведение итогов урока

1. Оценка результатов работы на уроке, выставление отметок.

2. Беседа по вопросам:

Что на уроке было интересным?

Что осталось не совсем понятным?

Что еще хотелось бы узнать по данной теме?