Программа факультатива "Экология экскурсионная" для 1–2-х общеобразовательных классов

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Программа “Экология экскурсионная” направлена на расширение кругозора учащихся начальной школы, их оздоровление, формирование экологической культуры и проектного-исследовательских способностей учащихся.

Никакие технические и информационные технологии обучения не заменят личного организованного целенаправленного контакта с природными объектами, который возможен только на экскурсии под руководством знающего учителя. У каждой школы есть такие возможности, поэтому необходимо выводить детей в ближайший сквер, парк, лес. В наше школе эта деятельность проводится уже более 5 лет.

Во время экологических экскурсий ученики познают основы экологической культуры на предметно-чувственном уровне, осмысливают окружающий мир как единое целое с определенными закономерностями. У них возникают эстетические переживания. Во время экскурсий дети приобретают опыт добротворчества, сотрудничества со взрослыми в практической проектной экологической деятельности.

Курс построен на основе экосистемного подхода. Темы экскурсионных занятий и маршруты определяются экосистемами: дубравы, хвойного леса, водоема. Программа состоит из пяти основных тем. Каждое занятие носит элементы творчества и предполагает самостоятельную деятельность школьников.

Тема 1. Здравствуй, лес! (11 ч)

Бесценность городских лесов. Как вести себя в гостях у леса. День рожденья Леса. Школьная тропа здоровья. Бывают ли вредные животные и растения. Птицы леса. Народные приметы.

Практическое занятие № 1 “Осенние листочки”.

Практическое занятие № 2 “Заготовим корм для птиц”.

Практическое занятие № 3 “Кормушки для птиц”.

Цели:

  • учить бережному отношению ко всему, что живет и растет в лесу;
  • учить беречь прекрасные творения природы;
  • учить распознавать природные объекты, различать листья наиболее распространенных деревьев;
  • учить верно оценивать свои поступки и поступки окружающих;
  • показать, что природе прекрасна во все времена года;
  • формировать причинно-следственные связи;
  • сформировать знания о роли организмов, объяснить, что не бывает ни вредных ни полезных организмов, а каждый выполняет свою роль, поддерживая природное равновесие;
  • развивать память, наблюдательность;
  • развитие экологической культуры поведения в лесу;
  • воспитывать уважение к мудрости народа.

Тема 2. Дубрава (6 часов)

Дубы – великаны. Этажи леса. Грибы – особые обитатели леса. Птицы дубравы. Муравьи и муравейник. Почему лягушки не мешают кукушкам.

Цели:

  • учить доброжелательному отношению к другим живым существам;
  • развивать память наблюдательность;
  • сформировать представление о простейших цепях питания;
  • формировать причинно-следственные связи;
  • пробудить желание сажать и растить деревья;
  • воспитание чувства сострадания.

 Тема 3. Хвойный лес (5 часов)

Густой дремучий темный лес. Птицы и звери темнохвойного леса . Елкины слезы. Пожар в лесу. Костры и тропинки – лесные болячки.

Цели:

  • учить ответственному и бережному отношению к лесным богатствам;
  • научить правилам поведения в случае пожара;
  • приучать ответственному отношению к нужному делу – изготовлению кормушек и подкормке птиц;
  • воспитание жертвенности и любви ко всему живому;
  • воспитание эстетических чувств на основе увиденного. 

Тема 4. Водоемы (6 часов)

Правила поведения на водоеме. Зимние заботы рыбаков. Зачем беречь болота. Кто живет и что растет в пруду. Леса и реки.

Цели:

  • научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять;
  • научить правилам поведения на воде;
  • расширить представление о воде, ее роли и значении для всего живого на земле;
  • развить представление о разнообразии обитающих на поверхностях воды;
  • формировать причинно-следственные связи;
  • экологическое воспитание через понимания и правильное суждение о бедах природы.

Тема 5. Проблемы природного дома (6 часов)

Экскурсия в Дарвиновский музей. Береги первоцветы – земли украшенье. Научись любоваться растущим цветком. Что значит любить природу. Зеленая аптека. Проблемы природного дома.

Цели:

  • учить понимать происходящие в природе процессы;
  • развивать представление о лекарственных растениях, их применением и правилами сбора;
  • сформировать убеждение, что красота и творение природы бесценны, их необходимо бережно охранять;
  • воспитание нового поколения, которое хорошо понимает экологические проблемы, активно участвует в пропаганде идей бережного отношения к природным ресурсам среди сверстников.

Литература

  1. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М., 1996.
  2. Блинников В.И., Блинникова Л.И., Биоэкологические экскурсии в природу.- Рязань. книжное издательство “Горизонт”, 1983 г.
  3. Борейко В.Е. Дорога к заповеднику. М., 1996.
  4. Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. Калуга., 1996.
  5. Вестник экологического образования в России. № 2, 1996.
  6. Гроздова Н.Б. Занимательная дендрология. М., 1991.
  7. Измайлов И.В. и др. Биологические экскурсии. М., 1983.
  8. Измайлова О.С. Внеклассная работа по экологии. Экологический театр “Волшебный театр“. "Этот пестрый, волшебный загадочный мир” Сайт “Первое сентября”.
  9. Карпенкин Б.М. “Народный календарь Подмосковья“ М. УЦ Перспектива, 1999. 104 с.
  10. Культура и экология. М., 1996.
  11. Молодова Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию: Пособие для воспитателей дошкольных дошкольных учреждений и учителей нач. шк. / Мн.: ООО”Асар, 2004. 512 с.: ил.
  12. Нечаев М.П. Экскурсионная деятельность в образовательном процессе. М. Перспектива. 2007.
  13. Нидон Х. Растения и животные. Руководство для натуралиста. М., 1991.
  14. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л., Экология: учебник для 5–6 классов. М.:Устойчивый мир, 1999 г.
  15. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч.2. М.2002.
  16. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М., 1994.
  17. Ридигер О.Н. “Проблемы школьного экологического образования”, статья в приложении “Биология” № 27-28/2002 к еженедельной газете Издательского дома “Первое сентября”.
  18. Ридигер О.Н. “Некоторые пути повышения эффективности методов обучения экологии в средней школе”, “Актуальные проблемы экологии и природопользования” (выпуск 3, часть 2). Сб. науч. трудов. М.: Изд. РУДН, 2003. 478 с.: ил.
  19. Ридигер О.Н. Атлас. Биология и экология растений. 6 класс. М.: ООО “Аст-ПРЕСС ШКОЛА”. 2005 г.
  20. Ридигер О.Н. Экологическое образование и воспитание школьников (из опыта работы школы № 1161). Сборник Департамента образования г. Москвы “Модель непрерывного экологического образования в системе дошкольного и общего образования Москвы// Отв. Редактор Курнешева Л.Е. М.: Центр “Школьная книга” 2006. С.69.
  21. Ридигер О.Н. Экологическое просвещение в системе опорных школ. Статья в газете “Биология” (Приложение к “Первое сентября”), № 24, декабрь, 2006 г.
  22. Ридигер О.Н., Багдеева В.А., Афицерова Е.В. “ Лесопатологическое исследование сквера около управы района “Южное Бутово” “Актуальные проблемы экологии и природопользования” (выпуск 3, часть 2). Сб. науч. трудов. М.: Изд- РУДН, 2003. 478 с.: ил.
  23. Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д. “Практические методы в контроле загрязнений малых рек бассейна реки Волги и их локальное применение на территории Южного Бутова”. Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вы.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. М.: Изд-во РУДН, 2004. 296 с.: ил.
  24. Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д., Морозов И.Ю. “Почва и методы ее биологической диагностики”. Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вы.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. М.: Изд-во РУДН, 2004. 296 с.: ил.
  25. Самкова В.А., Шурхал Л.И., Экология. Природа. Человек. Культура: учебное пособие для 6 классов. М.:Издат. Дом “Новый учебник”, 2004.
  26. Седлецкая Е.А. Охраняемые растения Москвы. М., 1999.
  27. Седлецкая Е.А. Исследовательские работы школьников г.Москвы в области окружающей среды. М., 1998.
  28. Скегина Н.Г. и др. “Экология для тебя.I часть”. Учебное пособие пособие для учащихся младшего и среднего старшего возраста – М., 2006.
  29. Скегина Н.Г. и др. “Экология для тебя.II часть”. Методическое пособие для учителя. М., 2006.
  30. Чижова В.П. Школа природы. М., 1997.
  31. Школьный экологический мониторинг городской среды. М., 2000.
  32. Экология большого города. Альманах. М.: “Прима-Пресс”, 1997. 

Тематическое планирование

Тема 1. Здравствуй, лес! (11 ч)

  1. Бесценность городских лесов.
  2. Как вести себя в гостях у леса.
  3. День рожденья Леса.
  4. Школьная тропа здоровья.
  5. Бывают ли вредные животные.
  6. Бывают ли вредные животные растения.
  7. Птицы леса.
  8. Народные приметы.
  9. Практическое занятие № 1 “Осенние листочки”.
  10. Практическое занятие № 2 “ Заготовим корм для птиц”
  11. Практическое занятие № 3 “ Кормушки для птиц”

Тема 2. Дубрава (6 часов)

  1. Дубы – великаны.
  2. Этажи леса.
  3. Грибы – особые обитатели леса.
  4. Птицы дубравы.
  5. Муравьи и муравейник.
  6. Почему лягушки не мешают кукушкам.

Тема 3. Хвойный лес (5 часов)

  1. Густой дремучий темный лес.
  2. Птицы и звери темнохвойного лес.
  3. Елкины слезы.
  4. Пожар в лесу.
  5. Костры и тропинки – лесные болячки.

Тема 4. Водоемы (6 часов)

  1. Правила поведения на водоеме.
  2. Весна на водоемах.
  3. Зачем беречь болота.
  4. Кто живет и что растет в пруду.
  5. Леса и реки.

Тема 5. Проблемы природного дома (6 часов)

  1. Экскурсия в Дарвиновский музей.
  2. Береги первоцветы – весенние украшенья Земли.
  3. Научись любоваться растущим цветком.
  4. Что значит любить природу.
  5. Зеленая аптека.
  6. Проблемы природного дома.