Личносто-ориентированное обучение как условия реабилитации отстающих и опережающее обучение способных учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Исходя из собственного опыта, я считаю, что личностно-ориентированное обучение, как условие реабилитации отстающих и опережающее обучение способных уч-ся, необходимо использовать не только на уроках математики и русского языка, но и на уроках труда, музыки, рисования, физкультуры. Ведь способности детей в разных дисциплинах разные. Я стараюсь дифференцированно подходить к преподаванию всех предметов, но, конечно, большее внимание уделяю математике и русскому языку.

В курсе математики Н Б Истоминой реализуется концепция развивающего обучения младших школьников математике, которая основывается на целенаправленной и систематической работе по формированию у детей приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения.

Формирование основных мыслительных операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младших школьников с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересом, т. е. оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти( двигательной, образной, вербальной, эмоциональной) эмоций и речи ребёнка. Одним из практических выражений данной концепции является использование дифференцированного обучения при формировании математических понятий, вычислительной деятельности, решении задач. Почти все задания учебника требуют вариативности их выполнения.

Вот, например, задание №276 в теме : «Деление многозначных чисел».

Задание: Не вычисляя значение выражения, поставь знаки < > Самостоятельно в тетради (3 мин.)

(Сравнить частные, которые получатся при делении пятизначных и шестизначных чисел на двузначные)

Для слабоуспевающих уч- ся даётся памятка-подсказка:

  1. Сколько неполных делимых ты выделил в каждом делимом?
  2. Сколько цифр будет в частном ?
  3. Сравни количество цифр в частном в каждом из выражений.

Большинство детей задание выполнили правильно. Но в одном из выражений количество цифр в частном оказалось одинаковым.

7440:37 > 8712:88

Здесь мнения детей разделились. Несколько уч-ся проверили это выражение вычислением, а три человека ответили правильно, не выполняя полного вычисления, они проанализировали выражения, используя следующие шаги:

  1. Нашли неполные делимые в каждом делимом.
  2. Определили количество цифр в частном.
  3. Нашли первую цифру частного в каждом выражении.
  4. Сделали вывод:

В частном и слева и справа по три цифры, но слева в частном две сотни, а справа- девять сотен, следовательно 7440:37> 8712:88

В курсе математики Н Б Истоминой уч-ся знакомятся с текстовыми задачами только во 2-м классе, когда у уч-ся сформированы необходимые навыки. Это навыки чтения, усвоение смысла действий сложения и вычитания, разностного сравнения, умение складывать отрезки, сформированность умственной деятельности, знакомство со схемой как способом моделирования. Я считаю, что это правильно, т.к. наряду с приобретёнными навыками дети ещё и взрослеют, набираются жизненного опыта, что несомненно помогает им в решении задач. В УМК «Гармония» помимо учебника входит тетрадь с печатной основой, тетрадь «Учимся решать задачи», сборник контрольных работ.

Тетрадь Н Б Истоминой и Малыхиной В.В «Учимся решать задачи» содержит дополнительный материал к основному учебнику и помогает организовать самостоятельную деятельность уч-ся на уроке и дома. В этом пособии даны все типы задач, а также памятка- подсказка для решения каждой задачи. Причём, для каждой задачи памятки и дополнительные задания разные. Например:

1. Дано неполное условие и решение задачи.

Задание:

а) дополни условие,

б) дорисуй схему,

в) запиши пояснение к действиям

2. Дано условие задачи       

Задание:

а) запиши математические действия к пунктам плана задачи

б) используя условие, запиши пояснение к выражениям.

3. Дано условие задачи и неполная схема.

Задание: обозначь на схеме соответствующие вопросу отрезки.

4. Дано решение задачи по действиям, а также условие с пропущенными словами и числами.

Задание:

а) вставить пропущенные цифры и слова,

б) записать пояснение к действиям в решении задачи,

в) используя данные условия, запиши пояснение к выражениям,

г) запиши решение задачи другим способом.

При самостоятельном решении задач из учебника сильным уч-ся предлагаются следующие дополнительные задания:

  1. Запиши другие вопросы, на которые можно ответить, используя имеющееся условие и дополнительные данные.
  2. Запиши условие задачи соответствующее другим схемам.
  3. Догадайся, что обозначает каждое выражение.
  4. Вырази скорость движения в других единицах.
  5. Верно ли утверждение, что данная схема соответствует задаче.
  6. Измени вопрос, чтобы задача решалась в три действия и др.

Слабоуспевающим уч-ся в этой ситуации даются другие задания:

  1. Выбери схему соответствующую данному условию.
  2. Запиши решение задачи по действиям с пояснением, используя данные выражения.
  3. Запиши решение задачи двумя способами:

Большое значение для личностно-ориентированного обучения детей имеют контрольные работы. При проведении контрольных работ необходимо создать каждому ребёнку ситуацию успеха и тем самым вселить в него уверенность, отсутствие которой неизбежно приводит к нежеланию учиться. Для этого я использую пособие «Контрольные работы» под ред. Истоминой НБ, Шмырёвой ГГ. В нём представлены контрольные работы трёх уровней.

В зависимости от целей проверки в качестве способов усложнения заданий от первого уровня к третьему выступают:

  • увеличение количества выполняемых уч-ся операций;
  • самостоятельность в выборе способов действий, соответствующих данному уровню;
  • новизна формулировки заданий, требующая самостоятельного установления взаимосвязей между различными вопросами;
  • необходимость использования в процессе выполнения заданий приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

В методических рекомендациях. Истомина указывает, что при выставлении оценок следует ориентироваться только на варианты первого уровня, а за выполнение заданий второго и третьего уровня фиксировать только положительные оценки.

Я следую этим рекомендациям, даю в контрольной работе задания первого уровня, а к выполнению заданий второго и третьего уровня переходят только дети, закончившие работу над заданиями первого уровня.

Разным детям я предлагаю разные уровни, а задание они выбирают самостоятельно. В этом случае ученику выставляется оценка за задания первого уровня, и положительные оценки за задания второго и третьего уровня. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, и создаётся ситуация успеха, вселяющая в учеников и их родителей надежду на будущее. Но, чтобы дети, имеющие способности и знания не расслаблялись, иногда даю контрольную работу с заданиями второго и третьего уровня. За такую работу выставляю только «4» и «5».Остальным детям даю возможность переписать, используя задания первого уровня.

Результаты такой контрольной использую для организации индивидуальной работы.

Дифференцированный подход я использую и на уроках русского языка. Так обычно на диктанте на доске выписываются 1-2 трудных слов. А на листике я записываю 10-12 слов и кладу их перед отдельными уч-ся. На уроках сочинения и изложения на доске выписываются опорные слова и несколько слов с неизученными орфограммами. Но одному ученику на листке я записываю почти все слова, из которых нужно составить предложения и ещё некоторым составляю словосочетания с опорными словами. Объём грамматических заданий я стараюсь уменьшать или давать облегчённый вариант. Например, после изучения темы «Состав слова» даётся основное задание: выпиши слова к каждой схеме (слова даны), облегчённый вариант- разбери по составу данные слова, усложненный- подбери по два слова к каждой схеме. Или, например, три уровня заданий по разбору предложения.

1-й облегчённый - запиши предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое, выпиши словосочетания.

2-й уровень дополняется заданием - обозначь над каждым словом части речи.

3-й уровень - составь предложение по словосочетаниям, запиши его, подчеркни подлежащее и сказуемое, обозначь над каждым словом части речи.

И хотя класс по успеваемости неоднородный (3-4 ученика, успевающих по данному предмету лучше других, и 3-4 ученика условно успевающих) домашнее задание даю одинаковое, дополняя его небольшими заданиями для желающих. За это задание оценку ставлю отдельно. Сейчас мы изучаем тему: «Безударные окончания прилагательных». В упражнениях, как правило, требуется списать текст и доказать правописание безударных окончаний прилагательных. Я дополняю его следующими небольшими заданиями:

  • Запиши синонимы ( антонимы) к двум- трём прилагательным, данным в тексте.
  • Выполни морфологический разбор существительных (прилагательных).
  • Измени окончание прилагательного, определи род и падеж.

На уроках, детям, которые справились с обязательным заданием быстрее других, предлагаю аналогичную работу или задания из «Дидактического материала».

Личностно-ориентированное обучение я стараюсь использовать и на уроках окружающего мира. В каждом параграфе учебника-тетради, в самостоятельной или проверочной работе есть задания повышенной трудности. Они не обязательны для выполнения, но дети знают, что за каждые 5 правильно выполненных заданий выставляется оценка «4» или «5» в журнал. В самостоятельной или проверочной работе за задание повышенной трудности выставляется только положительная оценка. Вот так, используя в своей работе личностно-ориентированное обучение, я стремлюсь к тому, чтобы дети с желанием шли в школу, верили в свои силы и способности и меньше огорчали своих родителей.