Конспект урока по теме "Делимость разности" по программе Истоминой Н.Б. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Форма: экскурсия.

Цели:

1. Образовательные:

  • познакомить учащихся со свойством делимости разности;
  • сформировать умение применять свойства делимости суммы (разности) при решении различных математических задач и для доказательства утверждений;
  • формировать навыки самостоятельной работы.

2. Развивающие:

  • развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;
  • развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач;
  • расширение кругозора.

3. Воспитывающие:

  • воспитание познавательного интереса к предмету;
  • воспитание любви к малой родине.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • листы с текстами задач.

Ход урока

1. Организационный этап.

Приветствие, представление.

Ребята, перед уроком мне вручили фрагмент телеграммы, текст которой зашифрован, а начинается она словами.

Приаргунье-
край мой синеокий,
Беспокойной жизни
берег мой!
Я к тебе из всех краев далеких
Тороплюсь и сердцем и душой.
Называю родиною малой
Я России милый уголок.
Для меня родной Отчизной стала
Эта степь в плетении дорог,
Эти сопки, скалы и долины,
И полей пшеничных колыбель,
И Аргуни вольная стремнина,
И весны звенящая капель…

Д. Белявский

(Слайд 1)

Чтобы узнать, в связи с чем прислана телеграмма, необходимо расшифровать её фрагмент. Помогут нам расшифровать телеграмму знания правил делимости произведения и суммы.

2. Актуализация знаний учащихся.

Работа с карточками: К1, К2. (Приложение 1) Взаимопроверка.

(Слайд 2)

Оцениваем работы по следующим критериям:

  • 16-17б - «5»,
  • 13-15б - «4»,
  • 11-12б - «3».

Мы расшифровали текст телеграммы.

- Как вы думаете, в связи с чем пришла эта телеграмма? (Ответы.)

(Слайд 3)

(Слайд 4)

3. Изучение нового материала.

Ребята, мы узнаем, когда произошло образование нашего района, выполнив задание.

На доске:

(72 – 56) / 8
(81 – 36) / 9
(63 – 49) / 7
(64 – 56) / 7

(56 – 48) / 6
(49 – 28) / 7
(81 – 45) / 9
(72 – 64) / 8

- Чем похожи все выражения? Вычисли их значение.

Сделай вывод.

- В каком случае разность делится на число без остатка, а в каком случае при делении получается остаток?

Сравни свой ответ с рассуждениями Миши и Маши (уч. стр79).

Формулировка свойства.

Ребята нам дан шифр:

(72 – 56) / 8 =2---0
(81 – 36) / 9=5---5.
(63 – 49) / 7=2---0
(64 – 56) / 7=1 (1ост)---1.

(56 – 48) / 6 = 1(2ост)---1
(49 – 28) / 7 = 3---9
(81 – 45) / 9 = 4---2
(72 – 64) / 8 = 1---6

  • 05.01.1926

- Это дата? О чем она говорит?

(Слайд 5)

А сейчас мы перейдем к решению задач. Первая задача связана с географическим положением Приаргунского района.

(Слайд 6)

Решение задач. (Приложение 2)

(Тексты задач лежат на каждой парте.)

- Какой у Вас получился ответ?

Ответ: х = 1964, какой век? (20), чем знаменательна дата?

(Слайд 7)

4. Физкультурная минутка.

Я предлагаю вам немного отдохнуть – совершим заочную прогулку:

Раз, два, три, взглянем направо
Повернемся все вокруг,
Наш район богатый самый
Знает это каждый друг.

(Слайд 8)

(Слайд 9)

Задача № 407.

5. Рефлексия.

Карточки с заданиями. (Приложение 3)

А теперь давайте проговорим свойства делимости суммы и разности (каждое утверждение на 1 ряд).

Оценки за урок.

Пусть ваши достижения сегодня на уроке и далее в жизни будут направлены на благо нашей Малой родины- нашего района!

6. Домашнее задание.

  • Повторить свойства делимости суммы и разности.
  • №402, №406.

Литература:

  1. Рабочая программа по математике.
  2. Истомина Н.Б. Математика, учебник для 5 класса, «Ассоциация 21 век», 2008 г.
  3. Истомина Н.Б., Г.В. Воителева Рабочая тетрадь №1, «Ассоциация 21 век», 2008 г.
  4. Пенкевич Р.А. «Мое родное Приаргунье», Чита: «Поиск», 2008 г.
  5. Журнал «Математика в школе» №2, 2002 г.