Урок "Русь с древнейших времен до конца XII века" (игра "Семь ступенек на Олимп")

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи игры: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по теме: «Русь с древнейших времен до конца  XII века».

Оборудование:
Название игры, тема, портреты русских князей, карточки с заданием, таблица подсчета и итогов игры. См Приложение 1.

Эпиграф:

 «Родная сторона становится еще более
близкой и родной, когда знаешь ее
историю».
М.И. Калинин

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. Объяснение правил игры. Представление команд (2 команды).

II. Игра.

            1. Ступень «Блиц вопрос»:

  • С кем воевали восточные славяне? (С кочевым народом)
  • Был ли у них верховный Бог? (Перун)
  • Что такое судебный поединок? (Это испытание призванное выявить виновного)
  • В чем значение появление «Русской Правды» на Руси? (Это первый письменный кодекс на Руси)
  • Кто выступает в Киевской Руси в качестве главного судьи? (Князь)
  • Почему Ярослава современники прозвали Мудрым? (Этот князь был очень образован и владел 5 языками, в Киеве организовал книгописный и переводческий центр)
  • Какие народы входили в состав Киевской Руси? (Славянские, финно-угорские, прибалтийские)
  • Какие категории населения были? (Дружинники, бояре, смерды, холопы и т.д.)
  • Какой тип хозяйства преобладал? (Натуральный)
  • Что представляли собой замки? (Деревянные укрепленные пункты)[5,19]

2. Ступень «Разгадай карту»:
Пронумеруйте (обозначьте) участки пути «из варяг в Греки»:
– Днепр
– Ладожское озеро (Нево)
– Волхов
– Ловать
– Ильмень-озеро
– Балтийское (Варяжское) море
– Черное (Понт) море

3. Ступень «Историческое событие» (Угадай дату)
Крещение Руси? (988г.)
Создание «Русской правды»? (1072г.)
Когда был Любечский съезд князей? (1097г.)
Восстание в Киеве? (1068г.)
Правление Владимира Мономаха (1113 – 1125г.)
Первое упоминание о Москве? (1147г.)[3]

4. Ступень «Лови ошибку»
Исправь не менее шести ошибок (некоторые встречаются несколько раз) в следующем тексте.
После пожара, уничтожившего дом и все хозяйственные постройки, боярин Микула пошел в замок к смерду просить у него «купу» для постройки нового жилища. Микула по бетонной дорожке подошел прямо к дверям замка. Его встретили хозяин замка – смерд Вышата. Он пригласил его попить чай. Долго Микула уговаривал Вышату, но тот так и не согласился дать ему в займы. За полученную «купу» Микула соглашался стать тиуном у Вышаты.[4,71]

5. Ступень «Кроссворд»
1. Владелиц вотчины (боярин). 2. Раб (холоп). 3. коллектив крестьян (община). 4. Крестьянин, несущий военную службу (смерд). 5. Жилище крупного землевладельца (замок) по горизонтали.5. Феодально-зависимый крестьянин (закуп) по вертикали. 6. наследованное земельное владение (вотчина). 7. Воин князя (оруженник). 8. Глава племени, а затем государства на Руси (князь). 9. Управитель в вотчине (тиун).

6.Ступень «Крылатые выражения»
Объяснить их значение и происхождение.
1. Не все коту масленица – в жизни бывают не только удовольствия.
Масленица – старинный русский праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны. Ее отмечают народными гуляньями, катаньем с гор, играми, потехами, сожжением соломенного чучела зимы, хождением в гости. На масленицу всегда пекут блины, которые, будучи круглой формы, являются символами солнца, возрождением жизни после зимней спячки. Их подают с молоком, сливками, сметаной – любимым лакомством кошек. Сразу после Масленицы наступает Великий пост, во время которого  на протяжении шести недель следует воздерживаться от развлечений и жирной пищи.

2. После дождичка в четверг – неизвестно когда или никогда.
Наши предки особо чтили главного языческого бога Перуна – бога грома и молнии. По преданию, днем Перуна был четверг, поэтому именно в этот день ему возносили молитвы о дожде. Но во время засухи эти молитвы часто оставались неуслышанными и не помогали. Вот тогда и родилось выражение «после дождичка в четверг», оно стало применяться ко всему несбыточному, к тому, что вряд ли когда исполнится.

3. Проще пареной репы – о несложном деле, не требующем большого искусства.
До конца  XVIII, когда на Руси начали выращивать картофель, репа была основным овощем на столе крестьянина. Чтобы ее приготовить не требовалось большого умения – горшок с репой ставился печку, где она на пару превращалась в мягкое сладковатое угощение. Простота приготовления этого кулинарного блюда стала символом очень простого дела.

4. Пускать красного петуха – устроить пожар.
Петух у славян был олицетворением огня. Возможно, это происходило оттого, что петухи русской породы имели красно-огненное оперение, а перья хвоста при дуновении ветра напоминали языки пламени. У крестьян было поверье, что во время грозы красный петух вместе с молнией соскакивае6т с тучи на крышу соломенной избы и возникает пожар. В реальной жизни нередко пожар случался от преднамеренных поджогов, тогда говорили: «Ему пустили красного петуха».

5. Тютелька в тютельку – совершенно точно, точь-в-точь.
В старославянском языке «тютелька»  - это удар, попадание. При точном попадании топора мастера в одно и то же место говорили: «Он попал тютелька в тютельку».[2,123]

            7. Ступень «Человек - загадка»
На стенде портреты Игоря, Ивана Калиты, Олега, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.
Определите, о ком идет речь?

  • Эта женщина жестоко отомстила за смерть своего мужа. Назовите имя мужа. (Игорь)
  • В годы правления этого князя Москва стала духовным центром Руси. (Иван Калита)
  • «Вещим» остался этот князь в истории. (Олег)
  • Этот князь создал закон о порядках в Новгороде, нанес крупное поражение печенегам, уделял большое внимание культуре, просвещению, строительству церквей, монастырей. (Ярослав Мудрый)
  • Внук Ярослава Мудрого. Был полководцем и государственным деятелем, написал «Поучение детям». (Владимир Мономах)

III. Подведение итогов.
Награждение победившей команды.  Вручение – лаврового венка и медалей – знатоки истории.

  •  Что может нового узнали?
  • Чему научились?
  • Кто оказался лучшим, и что помогло достичь победы?

VI. Анализ – Рефлексия (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).
Конечно, хорошо провести обсуждение или анкетирование о прошедшей игре. Но если времени совсем не остается, можно воспользоваться методикой А.Н. Лутошкина, которая называется «Цветопись». Ее цель – оценка учащимися своего эмоционального состояния в ходе какого-либо мероприятия. Данные об эмоциональном состоянии каждый ученик заносит в клеточку – напротив своей фамилии в списке цветным карандашом. Каждый цвет обозначает разное настроение: красный – восторженное, радостное, активное настроение;  оранжевый – радостное, светлое; желтый – светлое; зеленый – спокойное, ровное; синий – грустное, печальное; фиолетовый – тревожное, тоскливое; черный – состояние крайней неудовлетворенности. Такая цветоматрица поможет учителю «увидеть» настроение коллектива, определить общий и индивидуальный характер эмоциональных состояний школьников. [1,15]

Список литературы

  1. Игры на уроке истории: Метод. Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 160 с.
  2. История.  5-9 классы: повторительно-обощающие уроки в нетрадиционной формах/ авт.-сост. С.В. Парецкова, И.И.Варакина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 191 с.
  3. История России: С древнейших времен дол конца XVI века: Учеб. Для 6 кл. общеобразовательных  учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Провсещение,2002 – 256 с.
  4. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6-7 кл.: Метод. Пособие. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 400 с.
  5. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. – М.: ВАКО, 2006.- 208 с.