Урок по истории "Смутное время в России – кризис начала XVII века"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Образовательная: сформировать знания о периоде Смуты в России, определить причины Смуты, охарактеризовать политику Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, осветить ход борьбы с польско-литовской интервенцией.
  2. Развивающая: продолжить формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с источниками, выделять главное, делать вывод.
  3. Воспитательная: способствовать воспитанию патриотизма

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: самозванчество, семибоярщина, интервенция.

Ход урока.

 «Это был период самый несчастнейший!
Отечество наше походило
более на темный лес,
нежели на государство »
Карамзин Н.М.

1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
- Давайте вспомним, что такое опричнина?
- Какие последствия она могла иметь для дальнейшего развития страны?
3. Изучение нового материала
Учитель: сегодня нам предстоит повторить события, дать оценку места и роли в жизни страны того периода истории, когда все находилось в движении, с невероятной быстротой сменялись правители, то есть период Смутного времени.
Вспомните, что такое Смута? Почему это время было названо Смутным?
Учитель: Итак, первое с чего мы начнем - это составление плана. Подумайте, какие вопросы, по какому плану мы с вами рассмотрим эту тему.
ПЛАН:

  1. Понятие и причины Смутного времени
  2. События Смутного времени
  3. Последствия Смутного времени
  4. Роль и место смуты в истории России.

1.Итак, что же такое Смута, Смутное время?
Учащиеся дают определение.
Учитель:

Звучит немолчно в зареве набат,
А на траве – в кровавой багрянице
Царя Феодора убитый брат,
В заре горит грядущих гроз багрянец,
Мятеж и мрак, невнятные слова,
И чудится далекий самозванец,
И пленная, растленная Москва!
Так видятся причины Смуты русскому поэту начала ХХ века Кузьмину. Мы сейчас выделим и рассмотрим причины, которые выделяют разные историки. Обратите внимание на распечатки (Приложение 1), прочитайте и выберите наиболее важные причины.
Ученики читают и выделяют. Затем записывают наиболее важные в тетрадь.

  1. Тяжелый затяжной хозяйственный кризис, который был вызван опричниной, но приобрел катастрофический характер в условиях неурожая.
  2. Пресечение династии Рюриковичей, что открывало большие возможности для борьбы за власть- то есть династический кризис.
  3. В стране происходил процесс закрепощения крестьян, ухудшалось положение простого крестьянства.
  4. Претензии Польши на русские земли и престол.

2.Учитель: Платонов выделил 3 периода Смутного времени:

  1. династический
  2. социальный
  3. национальный

Теперь рассмотрим основные события Смутного времени. Группе учащихся было дано опережающее задание: подготовить сообщения о правителях смутного времени, событиях. Вы должны внимательно прослушать и выделить основные события и записать в таблицу (приложение 2). Определить какие события можно отнести, по- вашему мнению, к каждому периоду (по Платонову).

3. Закрепление
- Каковы же были последствия, и итоги этого времени? (Использовать учебник)
Сейчас вам дано 3-4 мин. на обсуждение этого вопроса.
Последствия: 1. Страшное разорение и запустение страны. Население сократилось почти на треть. 2. Ослабление влияния боярства. 3. Подъем национального самосознание. Понимание значимости общенациональных интересов. 4. Потеря земель.

4. Домашнее задание: поразмышляйте над словами эпиграфа. Согласны ли Вы с автором? Напишите мини-сочинение-рассуждение.