Урок по обучению грамоте с использованием конструктора ЛЕГО в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: Гласные буквы "И, и ", обозначающие звук [ и ].

Цель: осуществление индивидуального подхода к учащимся при изучении фонетики посредством упражнений на логику и крупную моторику.

Задачи:

  • уточнение представления учащихся о звуке [и];
  • обучение слого-звуковому анализу;
  • осуществление индивидуального подхода к учащимся при изучении фонетики посредством упражнений на логику и крупную моторику.

Оборудование:

1. Конструктор ЛЕГО – DYPLO: (на 1 ученика) плата, 3 красных кубика, 2 кубика и 2 кирпичика синих, 2 кубика и 2 кирпичика зеленых. Карточки для обозначения ударения и точки в конце предложения.
2. Карточки "Слоговое лото"
3. Рисунки с изображением ириса, павлина, улитки.
4. Набора "Магнитный алфавит".

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

У: Что мы знаем о речи? Что мы произносим, когда говорим? На какие две группы делятся все звуки? Как мы обозначаем звуки на письме? С какими буквами мы уже познакомились? Гласные или согласные звуки они обозначают?
– Сегодня мы продолжим изучение букв нашего алфавита. Для того, чтобы узнать, о какой букве мы сегодня поговорим нужно отгадать загадку. Эта буква стоит в начале слова-отгадки.
Всех на свете обшивает, что сошьет – не надевает. (Иглока)

3. Постановка темы урока

– Сегодня на уроке мы закрепим наши знания о букве «И» звуке [и], который она обозначает.

Звуко-буквенный анализ слова "иголка"

У: А сейчас мы с помощью деталей ЛЕГО конструктора на платах выложим схему слова "иголка". Сколько слогов в этом слове?
– Какой первый слог? Сколько звуков в нем? Охарактеризуйте этот звук.
– Какого цвета берем деталь? Назовите второй слог. Что вы можете о нем сказать?
– Охарактеризуйте эти звуки. Назовите третий слог. Чем он является?
– Охарактеризуйте этот слог. На какой слог падает ударение?

Д: В этом слове три слога.

– В первом слоге один звук. Звук [и] гласный. Берем деталь одинарную красного цвета.
-[гол]. Состоит из 3 звуков. К слогу слиянию примыкает согласный звук. Слог слияние [го]. Согласная твердая, поэтому берем двойную синюю деталь. Прикрепляем красную одинарную деталь, которая обозначает гласный звук [о] в слиянии. Примыкает согласный звук [л]. Он твердый. Поэтому берем одинарную синюю деталь и прикрепляем рядом со слиянием.
-[ка].Слиянием. Согласный звук [к] твердый. Поэтому берем двойную синюю деталь. На нее прикрепляем красную одинарную деталь обозначая слияние. На второй слог.

4. Физкультминутка

Иголка, иголка
Лежала на полке.
Встала, потянулась,
Всем улыбнулась.

Иголка, иголка,
Зашей мне футболку.
Раз стежок, два стежок,
Получается стишок!

5. Продолжение работы по теме

Работа со слоговым лото

На доске карточки со слогами.

У: Нужно из представленных слогов сложить слова. Давайте посмотрим, какие слова мы сможем сложить из этих карточек. Используя эти слова, составьте предложение.

Работа над схемой предложения

У: А теперь, выложим схему на платах используя детали ЛЕГО.
– Какую деталь мы с вами возьмем для обозначения первого слова в предложении.
"Ира" имя собственное или нарицательное? С какой буквы мы пишем имя собственное?
– А начало предложения мы пишем с большой буквы? Как мы покажем начало предложения на схеме? Как мы выложим на схеме второе слово? Какие детали будем использовать? Какой знак препинания мы поставим в конце предложения?

6. Зарядка для глаз

У: Мы сегодня с вами много работали и нашим глазкам пора немного отдохнуть. Выполним зарядку для глаз: посмотрите направо, налево, вверх, вниз; вытяните правую руку перед собой, следя за указательным пальчиком медленно дотрагиваемся до кончика носа: закройте глазки (считаем до 5), открываем глазки.

7. Закрепление (работа со схемами слов)

У: Посмотрите на доску. На фотографиях изображены различные предметы. Назовите их. (Ирис, павлин, улитка)
– Под каждой фотографией выложены схемы. Давайте с ними поработаем. Рассмотрим первую схему к слову "ирис". Сколько слогов в этом слове?
– Почему? Какой слог пропущен? Дайте характеристику этому слогу.
– Поставьте на плату ту деталь, которую мы бы использовали для этого слога и покажите.
– Молодцы. Давайте теперь проверим, правильно ли составлена схема дальше.
– На какой слог падает ударение?
– Давайте сейчас произнесем слово "ирис" так, чтобы ударение падало на второй слог. Что у нас получается?
– Важно помнить, что ударение играет в слове важную роль. И если мы, произнеся слово, не правильно поставим ударение, то нас могут неправильно понять.

Аналогичная работа ведется со словами «павлин» и «улитка».

– Давайте составим схему с помощью деталей ЛЕГО. Один из вас выйдет к доске и попробует выложить схему на большой плате. Остальные работают со своими платами. Потом проверим, как вы справились.
– Давайте сравним три слова, которые мы с вами разобрали. Что вы можете сказать о них?

Д: Во всех слова есть «И». Смягчение согласного после [и].

8. Физкультминутка

Руки вверх, руки вниз.
На носочках подтянись.
Руки ставим на бочок, на носочках скок по скок.
А теперь мы приседаем.
Никогда не замерзаем.

9. Работа с учебником ("Русская Азбука", стр. 35)

У: Сейчас мы поработаем в учебнике на странице 35 и составим рассказ по картинкам.
– Кто главные герой сказки? Кто попробует рассказать сказку, опираясь на иллюстрации?
Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости? Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями? Если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек. Особенно если вы его пригласили в гости.

10. Итоги урока

– О какой букве шла речь на уроке?
– Как звучат согласные звуки, если после них стоит гласный звук [и]?
– Что вам больше всего понравилось на уроке?

Приложение