Урок русского языка и здоровья "Корень в однокоренных словах", 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

1.развивать умение находить корень в однокоренных словах, подбирать однокоренные слова, подбирать проверочные слова;

2.воспитывать любовь к родной природе;

3. учить методам и приёмам, помогающим сохранить и укрепить здоровье учащихся.

Оборудование:

1. запись Чайковский “Времена года. Декабрь”;

2. карточки со словами;

3. Игра “Лото”.

Ход урока

  1. Введение в урок.

- Сегодня мы будем укреплять не только наши знания по русскому языку, но и наше здоровье.

2. Лексическая работа.

- Как вы понимаете значение слова “здоровье”? (Здоровье - это когда человек себя хорошо чувствует. Когда у человека хорошее настроение и он не болеет.)

- А теперь обобщите всё, что вы сказали о том, как вы понимаете значение слова “здоровье”?

- В толковом слова С.А.Ожегова значение этого слова объясняется так: “Здоровье-это нормальное состояние, самочувствие организма человека”.

- Посмотрите на доску и прочитайте слово так, как мы его будем писать. Объясните написание данного слова. (В слове 3 слога, ударение падает на второй слог, в первом слоге непроверяемая безударная гласная буква О. В этом слове пишется разделительный мягкий знак.)

3. Орфографическая работа.

- Прочитайте запись:

Здоровье дороже богатства.

Физкультура и труд здоровье несут.

Ум да здоровье дороже всего.

- Как сказать одним словом, что здесь написано?

-Найдите пословицу, в словах которой самое большое количество орфограмм.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Запишите пословицу по памяти в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения.

-Что ещё способствует укреплению здоровья?

На доске появляется плакат “Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья”.

4. Секреты здоровья.

- Укреплению здоровья помогает пребывание на свежем воздухе.

Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,
Где много всяких сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живёт сама
Красавица волшебница зима.
(На доске картина зимнего леса)

- Русский композитор П.И.Чайковский в своём музыкальном альбоме три странички посвятил зиме. Закройте глаза. Давайте попытаемся представить, какие картины зимней природы он мог видеть, когда писал эту музыку. (После прослушивания дети высказывают своё мнение).

- А теперь послушайте вот эти строки:

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…

- Что вы можете сказать? (Эти строки можно было читать, слушая музыку, именно такую картину видел П.И.Чайковский)

5.Физминутка.

- Давайте немного передохнём. Встаньте. Мы в лесу. Какой прекрасный чистый воздух. Сделали глубокий вздох, выдох, ещё раз. А щёчки начали замерзать, потрём их, пальчики замёрзли, помнём их. Ножками потопаем. А теперь покажите, как зимой вы играете в снежки. Согрелись? Садитесь.

- Мы любовались красотой зимнего леса. Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? (глаза)

- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

Запись: прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые.

6. Продолжение темы урока.

- Идём мы по лесу, а зима-то злится. Закидала нас снежками с заданиями. Убеждена, что вы сможете всё сделать правильно. Докажем, что мы всё можем?

А) Работа в парах (“снежки” раздаются 4-ым средним ученикам, они выполняют, ученик(сильный), сидящий рядом проверяет и оценивает работу)

Б) Работа по учебнику. Упр.118 (с.15) (выполняют остальные учащиеся)

- Прочитайте слова 1 группы. Что их объединяет?

Слова 2 группы.

В) Работа с сигнальными карточками.

- Многие поэты посвящали стихи зиме. Вот одно из них. Автор А.С.Пушкин. Я начну, а потом вы хором продолжите.

Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идёт волшебница зима.
(Дети читают с доски)
Пришла, рассыпалась, кл…ками
Повисла на суках дубов.
Л…гла в…лнистыми к…врами
Среди п…лей, в…круг х…лмов.

(Дети сигнальными карточками показывают пропущенные буквы, частично

комментируя)

Г) Оздоровительная минутка.

- Чтобы глаза отдохнули, выполним такие упражнения:

- Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

- Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо - вниз.

- Вытяните руку вперёд. Следите взглядом за указательным пальцем: медленно приближайте его к кончику носа, а затем медленно отводите обратно. Повторите 5 раз.

- Посмотрите вдаль в окно 1 минуту.

- Не забывайте эти упражнения при выполнении домашней работы.

Д) Игра – Лото “Найди корень”

- У каждого из вас карточка со словами и три жетона. Я показываю картинку, если у вас на карточке есть однокоренное слово, вы закрываете его жетоном. Игра продолжается до тех пор, пока первый из вас не закрывает все три слова.

- Выигравший читает первое слово, остальные игроки находят на своих карточках родственные слова и читают их.

7.Итог урока.

- Хорошая получилась прогулка по лесу. Но она подошла к концу. Наш урок близок к завершению. Как вы думаете, что мы должны сделать? (подвести итог)

- Чему мы учились на уроке?

- Что называется корнем?

- О чём мы говорили на уроке?

- Как вы поняли, что такое здоровье?

- Заканчивая наш урок, хочу пожелать всем вам здоровья. Ведь только здоровый человек поистине счастлив и видит, как прекрасен мир вокруг.