Сценарий занятия "Анализ качеств, важных для межличностного общения" (тренинг для подростков "Общение без проблем")

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: Определение качеств личности, необходимых для общения.

Задачи:

  • формировать положительную установку на работу в группе;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • способствовать самораскрытию участников;
  • формировать умение думать о себе в положительном русле.

Время: 1,5 ч.

Материалы: бумага, ручки.

Участники: старшие подростки.

Сценарий занятия

1. Организационный момент.

Задачи:

  • формировать положительную установку на работу в группе;
  • развивать коммуникативные навыки.

Методы (упражнения, психотехники): Вербальное приветствие [2; 6].

Метод символического самовыражения.

2. Разминочное упражнение.

Задачи:

  • формировать умение думать о себе в положительном русле;
  • развивать коммуникативные навыки.

Методы (упражнения, психотехники): Упражнение «Комплименты» [6].

Выполняется в кругу, состоящего из внешнего и внутреннего кольца. Пары стоят лицом друг к другу и по очереди говорят комплименты. По хлопку ведущего участники внутреннего круга переходят в другую пару.

В упражнении использованы методы концентрации присутствия и метод построения диспозиций, затем – метод групповой рефлексии.

Вопросы для обсуждения:

  1. Вам понравилось это упражнение?
  2. Легко ли было хвалить товарищей?
  3. Приятно получать комплименты?
  4. Легче хвалить или принимать похвалу?

3. Основная часть.

Задачи:

  • развивать коммуникативные навыки;
  • способствовать самораскрытию участников;
  • формировать положительную установку на работу в группе.

Упражнение «Список качеств, важных для общения».

Каждый участник составляет свой список качеств, которые, на его взгляд, являются самыми важными при общении. Затем в группе обсуждается выбор каждого и выделяются 5–7 качеств, наиболее важных для общения.

Методы регрессии, метод группового решения проблем.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему ты считаешь эти качества наиболее важными?
  2. Все с этим согласны? А как на твой взгляд?
  3. Всех устраивает данный список?

Упражнение «Скульптура общения» [6].

Из выбранных в предыдущем упражнении основных качеств каждый воспитанник по очереди строит «скульптуру общения». Каждая скульптура обсуждается. Каждый участник находит то решение, которое устраивает его.

Метод символического самовыражения, метод групповой рефлексии, отголосок метода построения диспозиций.

Вопросы для обсуждения:

  1. Объясни именно такое расположение качеств в твоей скульптуре.
  2. Почему именно это качество занимает главное место, а то находится в удалении?
  3. Кто-нибудь что-то хочет изменить?

Упражнение «Да-диалог»[1].

Двое из участников садятся в центр круга и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу – о погоде, книге, фильме и т.п., другой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый. Главное – со всем соглашаться, обязательно отражая мысли партнера по диалогу. Вся группа проходит через работу в парах в режиме «Да-диалога».

Методы построения диспозиций, обмена опытом.

4. Анализ итогов занятия

Задачи:

  • эмоционально осмыслить произошедшее на занятии;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • способствовать самораскрытию участников.

Метод групповой рефлексии.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какой момент занятия был самым трудным, а какой – легким?
  2. Удалось ли нам сегодня выявить все качества, необходимые при общении людей?
  3. Что вы для себя взяли?
  4. Было ли интересно и комфортно?

Список литературы.

  1. Годовникова Л. Программа групповых занятий с младшими подростками из классов КРО [Текст] / Л.Годовникова // Школьный психолог. – 2006. – № 1.
  2. Казаков Ю.А. Методика тренинга. Лекции. [Текст] / Ю.А.Казаков. – Кемерово. – 1999.
  3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. [Текст] / Р.В.Овчарова. – М.: Сфера, 2000.
  4. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. [Текст] / А.М.Прихожан. – М.: Сфера, 2000.
  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. [Текст] / Н.В.Самоукина. – М.: Новая школа, 1993.
  6. Ткаченко О.П. Методика тренинга. Лекции. [Текст] / О.П.Ткаченко. – Кемерово, 2000.

Приложение.