Порядок выполнения действий в выражениях сложной структуры

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Ознакомления с новым материалом

Цели и задачи:

  1. Отрабатывать приемы устных вычислений в выражениях разного вида.
  2. Познакомить детей с приемом разбиения выражений сложной структуры на логические части.
  3. Создавать на уроке условия для использования учащимися общеучебных навыков труда в процессе общения.

Оборудование: учебные пособия, карточки с геометрическими фигурами.

Ход урока

Этап

Роль учителя

Деятельность учащихся

Приложения

I. Постановка проблемы, 1'

Направляющая: мы познакомимся с новым приемом решения выражений, содержащих несколько арифметических действий.

– Как вы думаете, для чего это нужно?

– для удобства счета,

– чтобы не запутаться в вычислениях,– экономно используется время при вычислениях.

Была сообщена тема урока, поставлена проблема, которую дети будут решать на уроке.

II.  Выдвижение предположений, 5'

Предъявление задания с инструкциями

1)Игровой прием.

Выберите число от 2 до 9 и пройдите числовую цепочку.

2) Выпиши числа, которые делятся на 3:

17, 18, 23, 12, 8, 6, 30, 27, 11, 21, 7, 9, 15

– Найдите сумму 2 и 4 по счету чисел;

– найдите частное 4 и 3 чисел;

– назовите разность 6 и 2 по счету числа;

– назовите произведение 3 и 7 чисел

– увеличьте каждое из записанных чисел на 5;

– уменьшите каждое из записанных чисел

4) Решить задачу:

Туристы проплыли на лодке 56 км, проехали на автомобиле 473км и прошли пешком 44 км. Какой отрезок пути проделали туристы?

Почему?

Поднимите руки, кто уже хотя бы один раз ходил в поход? Вы уже настоящие туристы!

18, 12, 6, 30, 27, 21, 9, 15

Сумма 12 и 30 равна 42

Частное 30 и 6 равно 5

Разность 21 и 12 равна 9

Произведение 6 и 9 равно 54

Проговаривают в парах по очереди, называют полученный результат:

23, 17, 11,35,32,26,14,20;

6,4,2,10,9,7,3,5

30с обсуждают решение, 2-3 ученика предлагают на доске запись решения, все вместе выбирают наиболее рациональное:

56 + 44 + 473=573 (км)

Поднимают руки.

Развитие внимания, зрительной памяти, сообразительности и выбора возможных вариантов решения задачи;

повторение табличных случаев умножения на3, названия компонентов действий, увеличения на несколько единиц, уменьшения в несколько раз;

устная работа в парах, сотрудничество ученик –ученик, ученик -учитель.

Идет поиск.

Связь с жизнью.

Обязательно похвалить!

III. Сравнение доказательства с материалами учебника, 8'

Формирование умения выделять в выражениях сложных структур смысловые части

1)Решите выражения:

2) Решить выражение сложной структуры:

– В чем испытывали трудность?

Предлагает открыть учебник на с.100 №430 и сравнить записи в тетрадях с записью на рисунке.

– Как можно упростить решение?

– По какому принципу выделены части выражения?

Самостоятельно решают выражения:

25 + 6?8 = 73

54:9-3=3

81: (36:4)=9

40-(27-16)=29

Осуществляют самопроверку с доски.

Вместе с учителем решают выражение:

4?(8+1) + (25-16):3 -81:(36:4)=30

Предполагаемый ответ: сложно выбрать порядок действий и данные для вычислений.

Предлагают разбить выражение на части.

Обращают внимание, что в каждой части содержатся сильные действия (скобки, умножение, деление), а между ними – слабые действия, которые выполняют слева направо по порядку.

Вычисления выполнены без ошибок, т.к. есть проверка, поддержка учителя.

Т.о. осуществляется сотрудничество учитель – ученик.

В ходе совместной деятельности идет поиск рациональных приемов вычислений.

IV. Физминутка, 1'

Предлагает упражнения для позвоночника, кистей рук. Выполняют зарядку, заботятся о своем здоровье. Осуществляется здоровьесбережение.

V. Формулировка выводов, 3'

Контрольная: следить за правильной формулировкой выводов. Делают вывод, что при решении выражений сложной конструкции проще разбить его на логические части, содержащие сильные действия, а потом выполнять слабые действия между частями слева направо по порядку.

Оценивают ответы друг друга и дополняют их.

'Складываются доброжелательные отношения между участниками диалога, позитивное отношение к суждениям, учатся корректно исправлять друг друга, доказывать.

VI. Коллективный поиск эмоциональных опор,5'

Предлагает решить выражение, составив схему:

Коллективно выполняют задание. Эмоциональный фон положительный.

VII. Физминутка, 1'

Предлагает упражнения для глаз. Выполняют упражнения, заботятся о сохранении своего здоровья  

VIII. Работа с учебником, 8'

1)Предлагает самостоятельно решить 2,3 выражение №431 с. 100, используя схемы, составленные в парах, осуществляет индивидуальный контроль.

2) Решение задачи с применением нового материала (с.102 №436).

Предлагает ответить на вопросы задачи, применив новые знания.

Обсуждают схемы, самостоятельно решают, осуществляют взаимопроверку.

1.Составляют схему решения:

Самостоятельно решают задачу, один ученик – на обратной стороне крыла доски, самопроверка

Идет формирования навыка самостоятельной работы, работы в парах, развитие логического мышления учащихся.

Формируется культура оформления задач, учатся практически применять новые знания.

IX.  Итог, рефлексия,3'

Задает вопросы:

– достигли ли цели урока?

– что нового для себя узнали?

– пригодятся ли новые знания в жизни? Где?

Выражают свое отношение к происходящему на уроке, учатся анализировать собственную деятельность, делать выстраивать суждения. Обязательно похвалить.