Роль педагога в приобщении детей-сирот к духовно-нравственным и социокультурным ценностям

Разделы: Школьная психологическая служба


"В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья".
(Свадковский И.Ф.)
(Презентация, слайд 2)

Наше общество в настоящее время переживает всеобщий кризис, который порожден культивировавшейся на протяжении многих веков системой ценностей, направленный на рост материального обогащения. Процессы, обусловившие кризисы, продолжают усугубляться средствами массовой информации. Они стимулируют гонку за материальными благами, поддерживают конкуренцию, представляют насилие, как единственный способ выжить, «делание денег» как главную модель социального действия.

В такой сложной ситуации, молодой человек «теряет» себя, происходит искажение его системы ценностей. Вследствие этого у молодежи появляется чувство нереализованности, ненужности окружающему миру. У большинства людей появляется неуверенность в себе, в своем завтрашнем дне. Неудовлетворенность сегодняшним положением и требования нового времени вызывают конфликт и стрессовые ситуации во всех сферах общества и жизни отдельно взятого индивида.

Современным подросткам сложно ориентироваться в системе ценностей современного общества, отличительной особенностью которого является переоценка и осмысление ценностей. То, что совсем недавно воспринималось в качестве очевидных правил и принципов, сейчас либо полностью отвергается, либо вызывает сомнение в его «полезности», значимости. Человек теряет веру в старые ценности. Это приводит к тому, что он замыкается в себе, а окружающий мир становится для него чуждым и даже враждебным. Разрушение ценностных ориентиров в настоящий период не сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных новых, что порождает многие социальные проблемы: кризис нравственности и правосознания, социальную нестабильность, падение ценности человеческой жизни, жестокость и насилие. (Слайд 3)

Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о детях-сиротах, лишенных родительской поддержки - имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослаблением физического и психического здоровья, нравственной устойчивости. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к обществу. (Слайд 4, Слайд 5)

Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы по формированию у детей-сирот социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.

Школа-интернат для детей-сирот, остается главным и, пожалуй, единственным центром нравственного развития и воспитания, именно поэтому особое значение здесь приобретает роль педагогов.

Педагоги делают всё возможное для сохранения духовно-нравственных, социокультурных и образовательных ценностей своих учащихся. Именно они, имеют возможность педагогического влияния на своих воспитанников и уделяют этой проблеме важнейшую роль в своей профессиональной деятельности. Работа проводится по основным направлениям: эстетическое воспитание, патриотическое воспитание, культура поведения, изучение традиций, здоровьесберегающее воспитание (Слайд 6). Конечно, это работа проблемная и сложная потому как к настоящему времени в педагогике механизмы ориентации на ценности вступили в противоречие с общей ситуацией развития современного ученика, стали причиной возникновения ряда противоречий во взаимодействии учителей, воспитателей и наших воспитанников. Приходится сталкиваться с рядом проблем: негативное влияние прошлого социального окружения, кризис подросткового возраста, изменившиеся условия жизни общества. Но, не смотря на это, несомненно, от системы ценностных ориентаций педагога зависит общая атмосфера образовательного процесса. Зависит система отношений «учитель — ученик», «учитель — учитель». А также качество учебно-воспитательной работы, духовный потенциал подрастающего поколения, образованием которого мы занимаемся. Профессия учителя сама по себе постоянно требует не только совершенствования учителя, но и повышения качества его подготовки, в настоящий момент направленной на усиление эмоциональной составляющей профессии, развитие эмпатии, направленности на другого человека как выражение любви, доброты, милосердия. Поэтому далеко не случайны обращения ученых к вопросам развития духовного общения педагога, ориентированного на ценность другого человека, передачу нравственных ценностей, становление коммуникативной культуры (Приложение 1).

Степень развитости ценностных ориентации, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности, цельность и устойчивость которой «выступает как устойчивость ее ценностных ориентации». Выявление характера динамичных изменений ценностных ориентаций невозможно без специального рассмотрения многопланового и многоуровневого процесса их становления. Исследование этого процесса требует особого внимания к узловым моментам, связанным с переходными периодами онтогенеза, рубежами возрастного развития личности, когда, появляются новые потребности, чувства, интересы. (Приложение 2)

У детей дошкольного возраста еще отсутствуют субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Они не могут указать ценности, привлекательные для них в других людях, у них не сформировано еще отношение к детскому коллективу.

Младшие школьники осознают социальные ожидания и ориентируются на хорошее поведение. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм. Это также сензитивный период для формирования нравственных чувств. И именно сила и глубина этих чувств, их влияние на поведение ребенка, на его отношение к людям, к природе, к результатам человеческого труда определяют меру нравственной активности.

Новый уровень и характер развития социальной активности ребенка,

отражающийся в особенностях его ценностных ориентации, отмечается в период перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Подростки поднимаются уже на уровень осознания моральных требований, формирования представлений о нравственных ценностях, развития способности к нравственной оценке. Интенсивное общение выступает основой для "тренировки" нравственного поведения. Психологическая роль ценностных ориентаций. ребенка на этом этапе формирования его как личности особенно возрастает и усложняется. Последнее обусловливается, в частности, тем, что, в отличие от предыдущего переходного периода, изменение эталонов поведения детей здесь строго не определяется, кроме того, активно развивается потребность ребенка выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место в коллективе сверстников. В подростковом возрасте нельзя говорить о законченном процессе становления ценностных ориентаций, они только развиваются, именно в этот период набирает силу социальная активность, и развитие ценностных ориентаций, оказывает определяющее воздействие на личность, ее активность в социальном плане.

Активность в качестве принципа должна пронизывать все стороны процесса воспитания, включая организацию учебного процесса, разработку способов и методов усвоения учебного материала и формирование на этой основе у учащихся мировоззрения. В современных психолого-педагогических исследованиях проблемы развития нравственной активности школьников рассматриваются через организацию их учебной, трудовой и общественной деятельности, через формирование духовных потребностей, интересов и ценностных ориентаций детей и подростков (Приложение 3).

Современная жизнь, современные требования к образованию, требует и новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания учащихся.

Одним из таких подходов к формированию нравственного сознания учащихся является систематичность образования в этом направлении, т.е. введение обязательного последовательного сообщения детям минимума нравственных знаний, на основе которых и должно вестись полноценное нравственное формирование и воспитание всех без исключения учащихся. Важно использовать весь потенциал учебной и воспитательной работы. Постоянно и последовательно сообщать базовые нравственные знания с учётом возрастных возможностей их усвоения. Но не забывать, а наоборот учитывать, что мир духовных ценностей не может быть внесен в сознание кем-то извне. Ценности вырабатываются только самостоятельно. Поэтому ученики должны быть активными участниками процесса.

Цели процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей:

  1. Формирование самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;
  2. Развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно — практической, сферы саморегуляции.)
  3. Корректировка системы ценностей с учетом выработанных обществом нравственных принципов. (Слайд 7).

Задачи:

I. Создать условия для самопознания, саморазвития, самореализации творческой личности;

II. Создавать педагогические ситуации для самореализации воспитанника;

III. Развивать коммуникативные способности воспитанников;

IV. Формировать активную жизненную позицию воспитанников.

V. Развитие воспитанников на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания.

VI. Развитие духовно нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении детей и подростков.

VII. Создание условий для нравственного самовыражения личности.

VIII. Поддержка личности.

IX. Построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, принятия индивидуальности черт. (Слайд 8, 9).

На первом этапе процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей важны понимание того, что является для учащихся ценным, актуализация направленности личности на то, чтобы «увидеть» нравственные отношения между людьми, осознание значимости их взаимопонимания, сопереживания и содействия. (Слайд 10)

Задачей второго этапа процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей выступает согласованность в проявлении мыслей, чувств, поведения. На решение задач направлены такие требования к деятельности и общению, которые способствуют возникновению и укреплению стремления проявлять к окружающим понимание, сопереживание, содействие. Деятельность должна вызывать интерес, быть посильной, способствовать раскрытию индивидуальных особенностей учащихся. (Слайд 11)

Третий этап – это создание готовности проявлять нравственное отношение как понимание, сопереживание, содействие. Важно научить ребят, с одной стороны, вслушиваться, всматриваться в окружающих людей, искать и правильно определять мотивы их действий; с другой – научить их следить за своими действиями, манерой разговаривать, выражать свои чувства. Важны такие требования к деятельности и общению, как побуждение учащихся к решению посильных нравственных задач на фоне заинтересованности и увлеченности содержанием и смыслом выполняемых дел и взаимных контактов. Это создает благоприятные условия для овладения умениями и навыками взаимопонимания, сопереживания и содействия. (Слайд 12)

На четвертом этапе - закрепление приобретенных умений и навыков. Особенно важно стимулирование познавательной активности, направленной на деятельность и общение не столько привлекательной, сколько нужной партнерам по взаимодействию. (Слайд 13)

Пятый этап процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей учащихся выступает как своеобразная проверка устойчивости нравственных потребностей. Нравственное отношение выступает в качестве мотива поведения. (Слайд 14)

В целях формирования ценностных ориентаций учащихся могут быть использованы следующие формы и методы работы:

  • анкетирование;
  • дискуссия;
  • диспут;
  • тематические классные часы;
  • проблемные ситуации;
  • упражнения;
  • игры;
  • тренинги;
  • тематические мероприятия;
  • изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий;
  • изучение традиций и обычаев семьи, школы. (Приложение 4). (Слайд 15)

Грамотно организованная психолого-педагогическая работа по развитию ценностных ориентаций у детей-сирот с отклонениями в развитии, способствует формированию их социальной активности, обеспечивает общую направленность поведения личности, выбор социально значимых целей, ценностей. (Слайд 16)