Урок математики в 1-м классе по теме "Число 5. Цифра 5"

Разделы: Начальная школа


Тема: Число 5. Цифра 5.

Цели:

  • сформировать представление о числе 5,
  • способность к его записи цифрой,
  • сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 5;
  • развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
  • учить детей работать в группах, воспитывать уважение друг к другу.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в страну Математических сказок. Кто может попасть в эту страну? (Кто любит математику и сказки.)

Игра «Котомка в дорогу»

– Но прежде, чем отправиться в дорогу, давайте соберём котомку для нашего удачного путешествия. Посоветуйте, что нам необходимо  в пути? (Школьные принадлежности: ручка, цветные карандаши, учебник, тетрадь… Человеческие качества, необходимые в учении: внимание, усидчивость, упорство, старание, трудолюбие, взаимовыручка, уважение, терпение. Ещё мы возьмём друзей, учителей, одноклассников.)

II. Актуализация опорных знаний

– Итак, в путь!
Жили старичок со старушкой; у них была дочка да сыночек маленький. Ушли они на работу, а дочке наказали присматривать за братцем. Забыла девочка, что ей приказывали: посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси-лебеди и унесли мальчика. Бросилась девочка их догонять. Видит, стоит печь.

– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Посчитай мои пирожки, тогда скажу.

1. Ритмическая игра. Счёт через 2; через 3. (Числа появляются на доске.)

2. Работа с числовым рядом

2         4         6        8          10
3              6               9

– Что заметили? (Не хватает чисел 1, 5, 7)
– С каким числом мы уже знакомы? (1)
– Расскажите о числе 1.  (Стоит на первом месте в натуральном ряду чисел, последующее число 2. 1 – это 2 – 1)
– Какие числа нам не знакомы? (5, 7)
– Хотите познакомиться? (Да.)
– Тогда продолжим наш путь!

III. Открытие нового знания

1. Знакомство с числом 5.

– Побежала девочка дальше. Видит – стоит деревушка.

В деревушке 5 избушек,
5 крылечек, 5 старушек,
5 щенков, 5 дымков,
5 драчливых петухов
На пяти плетнях сидят
Друг на друга не глядят.
Распустили 5 хвостов,
Каждый хвост пяти цветов.

– Чем интересна эта деревушка? (Всего по 5)
– Что еще в окружающем нас мире связано с числом 5? (5 пальцев на руке, 5 – хорошая отметка).
– Сформулируйте тему урока. (Число 5 и цифра 5)
– Какие цели поставим перед собой? (Познакомиться с числом 5. Договориться, как писать цифру 5. Познакомиться с составом числа 5).
– Я попрошу вас открыть тетради и нарисовать в тетради столько кружков, сколько раз я хлопну в ладоши (5). Проверьте друг у друга. (Взаимопроверка.)
Вывод: Что обозначает число 5? (Количество предметов).
– Познакомились ли мы с числом 5? Тогда одна из целей достигнута.

2. Физминутка «Ручеёк»

– А мы побежим по дорожке вслед за девочкой. Бежит девочка дальше. Глядь, течет река в кисельных берегах и ручейки молочные в неё впадают. У нас тоже свой веселый ручеёк есть. (Проводится физминутка «Ручеёк».)

3. Знакомство с цифрой 5

– Речка, речка, скажи, куда гуси- лебеди полетели?
– Скажу тебе, девочка. Только помоги починить мне мосток, а то злая Баба Яга его разорила.
– Хорошо, реченька, починю.
– А мы, ребята, ей поможем? (Да)
– Посчитайте еще раз кружочки в тетради.
– Напишите цифрой количество кружочков, которые вы посчитали. (Мы не умеем писать цифру 5).
– Что же мы, не поможем девочке? (Нет, мы научимся её писать).

(Учитель прикрепляет на доску образец написания цифры 5).

4. Анализ написания цифры 5

(Рабочую точку ставим чуть правее середины верхней границы клетки. Наклонную линию ведем вниз к центру клетки. Затем пишем полуовал до середины нижней границы клетки. От рабочей точки ведем дугу в верхний правый угол клетки.)

– По моим берегам рассыпаны камешки, - говорит речка. Собери из них цифру 5.
(Дети выкладывают на столах цифру 5 из фасоли в парах).
– Погуляем по камешкам с закрытыми глазами. Мостик строится. (Дети пальчиками проходят по сложенным из фасоли цифрам).
– А теперь напишите в тетради столько цифр пять, сколько бревнышек мы положили в мосток (5 через клетку), соблюдая все правила, о которых мы договорились.
– Найдите пятую цифру и просигнализируйте цветом, удалась она вам или нет. (Соблюдали всё – зеленая точка под цифрой, не всё (1 не удалось) – желтая, если O1 – красная).
– Достигли мы поставленной цели? (Анализ цифр детьми.)
– Посмотрите на мосток.
– Сколько бревнышек поставили? (5)
– Какое по счету последнее бревнышко? (Пятое)
– Что можете рассказать о числе 5? (Предыдущее 4, последующее 6. Как получить предыдущее, последующее?)

5. Состав числа 5

– Побежала девочка дальше. Видит, стоит чудо-дерево. (На дереве 3 яблока и 2 груши, 1 груша лежит под деревом.)
– Дерево-дерево, скажи, куда гуси лебеди полетели?
– Посчитай мои фрукты, тогда скажу.
– Какое задание можете предложить?
(Разделить на группы).
– Предлагаю разделить фрукты по размеру. Какие равенства у вас получатся? (Составление четвёрки примеров. Работа в парах.)

Б + М = Ф
М + Б = Ф
Ф – Б = М
Ф – М = Б

– Что обозначают буквы Б и М? (Это части, Ф – целое). Какое правило помогло? (Ч + ч = ц. Переместительное свойство сложения. Ч = ц – ч).
– Составьте числовые равенства на основе буквенных.

3 + 2 = 5
2 + 3 =5
5 – 3 = 2
5 – 2 = 3

– Сделаем вывод: 5 – это 3 и 2, 2 и 3.
– А теперь поиграем. Попрошу вас встать.

Игра «Внимание!»

(Убрать 1 красную грушу, положить 1 зеленую).

– Что изменилось? (Цвет)
– Какое равенство можем составить? (4 + 1)
– Сделаем вывод: 5 – это 4 и 1, 1 и 4.
– Как еще можно получить число 5? (6 – 1, т.к. один фрукт лежит под деревом.)

6. Обобщение о числе 5

– Показало чудо-дерево, куда гуси-лебеди полетели. Побежала девочка. Видит – стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке. Окно Баба Яга заколотила, а в доме плачет братец. Обещает Баба Яга отдать братца, если девочка выполнит её задание.
– Готовы ли вы помочь девочке спасти братца?
– Давайте расскажем Бабе Яге все, что мы узнали сегодня о числе 5. (Выслушиваются ответы детей.)
– Но на доске осталась ещё цифра 7. Всё о числе 7 мы узнаем на следующих уроках.

7. Решение заданий по выбору

– Баба Яга – хитрая. Никак не хочет отпускать братца. Спрятала она еще одно задание. Найдите его.

(Дети ищут задание в конверте. Находят его под крышкой парты или под стулом)

– Выберите наиболее интересное для вас  и выполните его.

Примеры с окошком или двойное равенство.

1. Верно ли равенство? 4 + 1 = 3 + 2;

2. Примеры с окошком:

4 + = 5
+ 3 = 5
5 –   = 2

– Проверка задания с объяснением.

IV. Итог урока

– Забрала девочка братца и побежали они домой. Тут и родители с работы пришли. Чтобы мы посоветовали впредь детям? (Быть послушными)
– А какие качества пригодились сегодня нам на уроке?
– Подумайте и скажите, за что каждого из вас можно сегодня похвалить?
– Поблагодарите своего соседа по парте за работу. А я благодарю вас.