Словарная работа на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Уже на первых страницах “Азбуки” дети сталкиваются со словами абажур, арбуз, библиотека, конура и многими другими. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам всё больше возрастает, достигая к концу обучения в начальной школе внушительной цифры – более 300 единиц. Наиболее часто употребляемые слова из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. Научить ребёнка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.

Итоги проверки показывают, что все учащиеся моего класса справляются со словарными диктантами, более половины получают оценки “5”. В своей статье я хочу поделиться опытом, рассказать о том, какие виды работ над словарными словами использую на уроках русского языка.

В словарно-орфографической работе выделяю следующие составные части:

  1. Представление нового слова.
  2. Формирование лексического значения.
  3. Освоение его орфографии.
  4. Введение нового слова в активный словарь детей.

Знакомство с новым словарным словом провожу в начальной части урока, для того чтобы в дальнейшем включить его в упражнения.

Представление нового слова.

1-й способ. Предлагаю учащимся рассмотреть карточку-картинку с изображением предмета (например, лопаты). Объясняю значение изучаемого слова, затем останавливаю их внимание на самом слове. На доске записываю слово лопата, цветным мелком выделяю гласную о в слоге ло-Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки. Детям сообщаю, что в слоге ло- всегда следует писать гласную о. Продолжается работа с этим словом в тетради-учебнике “Словарные слова”.

2-й способ. Читаю загадку, дети отгадывают её, объясняют отгадку к загадке. Работа с изучаемым словом продолжается с использованием тетради-учебника “Словарные слова”.

Например, предлагаю ребятам догадаться, о каком дереве пойдёт речь.

Это не слишком высокое дерево из рода тополиных. Пластинки листьев широкие. По краям волнисто-зубчатые, серёжки длинные. Древесину, получаемую из этого дерева применяют для строительства сельскохозяйственных построек, производства спичек, лыж. В медицине применяется как жаропонижающее, болеутоляющее, ранозаживляющее средство.

– Верно, это осина. Вспомните пословицы и поговорки с этим словом.

Осина и без ветра шумит.

– Как вы понимаете эти выражения:

На языке родных осин. (сказать просто и понятно).

Как осиновый лист дрожит.(состояние испуга).

– Найдите слово осина в тетради-учебнике “Словарные слова”(стр.81). Что написано об этом дереве? Прочитайте. Напишите это слово три раза, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения и разделите на слоги. Придумайте и запишите предложение с этим словом. Подберите и запишите однокоренные слова, выделите корень.

Здесь следует сказать о том, что начиная со 2 полугодия 1класса ребята работают с тетрадью-учебником О.В.Узоровой, Е.А.Нефедовой “Словарные слова”. Опыт показывает, что пользуясь этими тетрадями, ученики не только увидят, как правильно пишется то или иное слово, но и что, самое главное, узнают его значение, знакомятся с этимологией, а выполняя соответствующие упражнения, легче, быстрее и надёжнее запоминают его правописание.

За “словариками” всегда слежу, проверяю, на летние каникулы собираю их и храню в школе. Такие “словарики” дети ведут с 1 по 5 класс. По ним они повторяют словарные слова при каждом удобном случае.

Для лучшего запоминания слова с непроверяемым написанием вывешиваются на доску , затем эти слова группируются. Например:

квартира болото беседа
ракета ворона желать
тарелка коньки печаль
кастрюля корова пейзаж
багаж лопата сверкать
бассейн посуда сейчас

Виды повторения и закрепления таких слов стараюсь разнообразить, тем самым поддерживая у детей интерес к этой работе. Вот какими приёмами я пользуюсь при повторении и закреплении словарных слов:

1. Выборочные диктанты.

Диктую ученикам текст. (При школе есть огород. Там растут разные овощи. Растёт морковь, капуста, огурцы. Ребята ухаживают за ними. Хорош будет урожай!) Они выписывают словарные слова.(Огород, овощи, морковь, капуста, огурцы, ребята, урожай) Написание проверяют по словарю. Можно предложить учащимся поменяться тетрадями с соседом по парте, это внесёт разнообразие в работу.

2. Составление учениками рассказа с изученными словарными словами на темы: “ Огород”, “Береги вещи!”, “Птицы – наши друзья!” и т.д.

3. Устные диктанты с использованием “вееров”.

4. Диктую загадки, а учащиеся записывают отгадки.

Загадка для тебя легка:
Пишусь всегда через два “К”,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я……..(хоккей).
По долинам, по отрогам
Мчит широкая дорога,
И она, как знают все, называется….(шоссе).
Вдоль дороги по бокам
Липы. Клёны тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут…(аллея). и т.д.

5. Использование перфокарт.

6. Письмо с комментированием. Вызванный ученик по слогам проговаривает слово, а все пишут, например: со-ро-ка, во- ро-на, ко-ро-ва.

7. “Замени одним словом”:

  • крупный населённый пункт, в котором есть фабрики, заводы. (город)
  • населённый пункт в сельской местности.(деревня)
  • помещение для торговли.(магазин)
  • подземная железная дорога.(метро)
  • день торжества, установленный в честь или в память кого-либо.(праздник)и т.д. (см “Словарные слова” 1-2 кл.с.67–71, 3 кл.с.119-125, 4 кл.с.121-129)

8. При изучении темы “Имя существительное” даю ученикам упражнения по словарю, например:

  • выписать в два столбика имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?
  • выписать имена существительные мужского рода, женского, среднего;
  • выписать по пять слов 1, 2, 3-го склонения;
  • даю предлоги к словарным словам (в, на, из, за, к), ученики ставят в нужном падеже слово и пишут правильное окончание.

9. Вызываю четырёх учеников к доске. Даю им задания. Первому записать пять словарных слов – названия птиц, второму -названия овощей, третьему –ягоды, четвёртому –посуду.

10. Записать как можно больше слов с гласной О чисто, красиво, грамотно и уложиться в отведённое время.

11. Записать по три-пять слов с ударением на первом слоге, на втором слоге.

12. На доске записываю в три столбика слова с пропущенной безударной гласной, не проверяемой ударением. От каждого ряда вызываю по одному ученику, они вставляют нужную букву.

13.Игра в “цепочку”. Даю задание учащимся написать цепочку из восьми слов с безударными гласными в корне.

Город, деревня,… .(последняя буква первого слова становится первой буквой следующего слова).

14. До начала урока записываю на доске около десятка слов с пропущенной безударной гласной, непроверяемой ударением. Ученики списывают слова с доски и вставляют пропущенные буквы.

15. “Под каждой буквой столбик слов”. Записываю на доске несколько букв и предлагаю учащимся под каждой буквой написать 3-4 словарных слова, начинающихся с этой буквы. Получается такая запись:

к м с
капуста малина собака
карандаш медведь сорока
картина магазин сахар
коллектив метро сапоги

16. “Допиши пропущенные буквы”.

(потом, топор, горох)

17. “Расшифруй слова”.

СОКПЕ ПОДОРМИ АЦИНЕШП ОБЕДПА ПРЕСНЫЙКРА
песок помидор пшеница победа прекрасный

– Какое слово лишнее? ( “Прекрасный”. Это прилагательное.)

– Запишите слова в тетрадь, проверьте по словарику .

18. “Путаница”.

СШАТЬЛЫ, ЛОЗВЕЙСО, АМОЛОС, ЛИЦАСТО.

– Расшифруйте слова (слышать, соловей, солома, столица).

– Найдите лишнее слово. Объясните значение этих слов. Запишите слова в тетрадь.

19. “Восстанови слова”.

– Восстановите слова(север, теперь, тарелка). Запиши в тетрадь.

Т.П.РЬ .ЕВЕР .АР.ЛКА

20. Игра “Гласные потерялись”.

21. На уроке закрепления знаний слов с двойными согласными провожу игру “Замени одним словом”.

– Комната для занятий в школе.

– Один из выходных дней.

– Место для купания и плавания.

– Дорожка, по обеим сторонам которой посажены деревья.

– Место на вокзале, куда приходят поезда.

– Спортивная игра на льду или траве.

– Единица массы.

(класс, суббота, бассейн, аллея, перрон, хоккей, тонна).

22. “Продиктуй товарищу”.

Ученик диктует словарные слова своему товарищу по парте, а затем проверяет их написание. Слова для этого задания ученики берут в конце тетради-учебника “Словарные слова” (авторы О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, см 1-2кл. стр.71, 3кл. стр.126, 4кл. стр.129-130)

Продиктуй товарищу

Словарный диктант 1

Аптека, бассейн, вокзал, валенки, урожай, телефон, солдат, костёр, лестница, комбайнёр.

Словарный диктант 2

Аллея, трактор, молоток, квартира, жёлтый, библиотека, животное, растение, инженер, народ.

Словарный диктант 3

Футбол, сахар, огород, космос, кастрюля, автобус, берёза, горох, картина, метель.

Словарный диктант 4

Отец, пассажир, капуста, ботинки, земляника, космонавт, овёс, пшеница, рисунок, солома.

Словарный диктант 5

Картофель, магазин, ракета, песок, тарелка, сирень, улица, хоккей, трамвай, соловей.

Словарный диктант 6

Шоссе, топор, осина, праздник, помидор, орех, календарь, огурец, багаж, адрес.

(“Словарные слова” О.В.Узорова, Е.А.Нефедова 3кл. с.126.)

23. В конце тетради-учебника “Словарные слова” О.В.Узоровой, Е.А.Нефедовой есть материал для выполнения задания “Исправь ошибки”. Ученики с большим удовольствием выполняют это задание.

Исправь ошибку

  1. вогзал, васкрисене, впиреди, вчира, Гирой, Горох, гарячий, Гатоф, до сведание, жолтый.
  2. Жевотное, завтро, завтрок, запат, сдесь, здраствуи, Коллектиф, Касманафт, космас, кастер.
  3. Квортира, лагирь, Лесница, могозин, молина, медлено, вогон, валинки, вдрук, визде, вмести, транвай, ужен.
  4. Келограм, вокрук, авес, агорот, агурец, аднажды, одеса, apex, асина, атец, поссожыр, трактр, улеца, уражай.
  5. Камисия, писок, пабеда, памедор, патом, празник, прикрастныи, пшиница, рокета, раскас, росстаяние.
  6. Чуство, росстение, ришать, Ресунок, сахор, сверсник, севир, сиводня, серень, салдат, зимлиника.
  7. Камбайнёр, инженер, интиресный, колиндарь, Кортофиль, кортина, кострюля, месиц, митель, малаток, моркофь.
  8. Копуста, назат, налева, нарот, абед, овтобус, адрис, олея, оппетит, оптека, богаш, босейн, беблеатека.
  9. Бирёза, бирёста, батинки, камбайн, салавей, салома, сталица, субота, торелка, тилифон, тапор, фудбол, хакей, шессе.

(“Словарные слова” О.В.Узорова, Е.А.Нефедова 3кл. стр.128)

Все приведённые приёмы работы со словарными словами способствуют развитию у учащихся любознательности. Повышают интерес к слову, воспитывают у них любовь к русскому языку. Мой опыт показывает, что планомерное применение названных приёмов даёт повысить эффективность обучения непроверяемым написаниям.