Урок истории "Олимпийские игры - праздник, объединяющий эллинов"

Разделы: История и обществознание


Задачи урока:

  • познакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
  • выяснить, что Олимпийские игры были связывающей нитью для всех эллинов;
  • формировать умение выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью;
  • развивать умение логически мыслить, навыки коллективной работы и чувство товарищества;
  • активировать деятельность ребят, предлагая интересные и познавательные задания;
  • воспитывать смелость, взаимопомощь, коллективизм и самодисциплину.

Оборудование: выставка книг, посвященных олимпийским играм, пол. карта мира, атласы с конт. картами, рисунки, презентация.

Эпиграф на доске: "Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским играм". Е. Озерецкая

Тип урока: комбинированный.

Технология сотрудничества с применением информационной технологии.

  1. Организационный момент.

Класс делится на три группы

  1. Проверка знаний. Что мы знаем о Греции. (Соревнование между группами)
  • 1 группа. “Слово в слове” (составить термины и их объяснить)
1 ряд
  • Полис
  • Эллада
2 ряд
  • Дракон
  • Спарта
З ряд
  • Демократия
  • Илоты
  • 2 группа. Из перечня слов подчеркнуть те, которые относятся к Греции.

Полис, клинопись, Солон, илот, демократия, колония, Нил, пирамида, Эллада, шадуф, иероглифы, демос.

  • 3 группа. Тетрис-игра (Сложить из букв термины и их объяснить три человека на местах)

Полис, илоты, пираты, , архонты, демократия.

Работа с картой

  • Давайте на карте найдем государство, о котором мы уже много знаем.
  • Где расположена?
  • Как разделяется?
  • Хорошие ли условия там были для занятий земледелием, хватало ли всем земли?
  • Как греки выходили из положения (образовывали колонии)?
  • Сохранялась ли связь между греками, проживающими в колониях и в самой Греции? Как?
  • Как называли греки себя и свою страну?

Физкультминутка

Человек (руки вверх)
  • Мильтиад
  • Фемистокл
  • Солон
  • Леонид
  • Дракон
Область (в сторону)
  • Аттика
  • Лакония
  • Мессения
Город (руки вниз)
  • Афины
  • Спарта
  • Ольвия
  • Олимпия?
  1. Изучение нового материала

Вы затрудняетесь потому, что это слово мы узнаем сегодня. Тема нашего урока "Олимпийские игры". Цель нашего урока - познакомиться с -Олимпийскими играми и выяснить какую роль они играли в жизни греков.

Олимпийские игры – грандиозный праздник на который съезжаются спортсмены из разных стран и континентов. Он символизирует мир и взаимопонимание людей. В олимпийской символике разноцветные кольца олицетворяют континенты. Цвет континентов

  • синий – Европа
  • красный – Америка
  • черный – Африка
  • желтый – Азия
  • зеленый - Австралия

Наверное, очень символично, что именно сейчас идет подготовка спортсменов к Олимпийским играм. В каком городе, в какой стране будут проходить игры?

А теперь обратимся к истории Олимпийских игр. Мы узнаем, почему их стали проводить, и какая страна является их родиной. Может вы сразу ответите?

Миф об основании олимпийских игр.

Олимпийским играм более 2-х тысяч лет. Всемирные Олимпийские игры проводятся с 1896 г. (Афины)

Перед Олимпийскими играми проводится огромная работа. Готовятся и спортсмены, и организаторы Олимпийских игр.

Традиционным атрибутом Олимпийских игр с 1928 года является Олимпийский огонь. Он доставляется эстафетой: едет на поезде, плывет на пароходе, летит на самолете - на торжественное открытие игр и горит до "закрытия в специальной чаше. Зажигают его от лучей солнца в Олимпии (контурная карта). Когда Олимпийский огонь доставлен, взвивается Олимпийский флаг, и на стадион вступают делегации разных стран.

Спортсмены какой страны идут первыми. Греции, потому что именно в этой стране много веков назад десятки тысяч зрителей, затаив дыхание, следили за ходом игр.

Игры проходили на стадионах, от которых остались одни развалины, они поросли кустарником и занесены песком. (Уч. Рис. с. 151(Н)). Но традиция проводить Олимпийские игры осталась. Проводятся они раз в 4 года.

Но мы возвращаемся в Древнюю Грецию. Глашатай разносит радостную весть по городам Эллады - прекращение войны. В Олимпию съезжались зрители не только Греции,(Карта Флажок) но и с далеких колоний.

Первые игры состоялись в 776 г. до н.э. От этой даты греки вели свое летоисчисление. (Стенд). (Запись в тетрадь)

Чему игры посвящались? (Работа в группах)

1 группа. Подготовка к играм

а) Кто мог участвовать?

  • Чисто мужской праздник
  • Бедные и богатые, знатные и незнатные Свободные греки

2 группа.

б) Условия:

10 месяцев до Олимпийских игр тренировались дома и за 1 месяц приезжали в Олимпию и продолжали тренировки ? Разрешалось участвовать всем свободным грекам, но участвовали в основном богатые. Почему?

  • Пять незабываемых дней (летом)
  • Лето - 5 дней 1
  • 1 день - 2-3-4- 5-

3 группа. Виды состязаний

  • Пятиборье – главное
  • Бег (интересный случай)
  • Прыжки в длину (гири)
  • Метание копья
  • Метание диска (слайд 8)
  • Борьба
  • Кулачный бой, бег с оружием
  • Гонки колесниц - захватывающее зрелище Рис. кн. 153 Ипподром на магните
  • Награды - венок из ветвей Оливы. Перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости.

 

  • Возвращение домой и почести в родном городе
  • Статуя
  • Обеды до конца дней

Легендарные рассказы о знаменитых атлетах (опережающее задание)

  • Милон
  • Полидам
  • Феаген
  1. Закрепление. Работа в парах.

Для закрепления изученного материала учащимся предлагаются задания на выбор:

Задание 1. Вставить пропущенные слова в тексте “Олимпийские игры”.

Первые Олимпийские игры состоялись в …году до н.э. Они посвящались богу … Со всех концов Греции спешили люди на великолепное зрелище, которое проводилось только раз в … года. Проводились Олимпийские игры в … Греции.

Во время игр запрещалось … Виновные в нарушении правил платили большой штраф. Атлеты должны были предварительно записаться в списки участников и тренироваться около года у себя на родине и еще месяц в … Рабов, чужеземцев и … на игры не допускали. Празднества продолжались … дней. На стадионе состязались в пятиборье, на ипподроме – в …

Победителей Олимпийских игр в разных видах спорта называли … В качестве награды они получали … Награждение проходило перед храмом Зевса, где находилась знаменитая статуя работы Фидия, признанная одним из … чудес света. Самым прославленным борцом древности был …, а про силу…Полидама слагали легенды.

Образец выполненного задания.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. Они посвящались богу Зевсу. Со всех концов Греции спешили люди на великолепное зрелище, которое проводилось только раз в четыре года. Проводились Олимпийские игры в Южной Греции.

Во время игр запрещалось воевать. Виновные в нарушении правил платили большой штраф. Атлеты должны были предварительно записаться в списки участников и тренироваться около года у себя на родине и еще месяц в Олимпии. Рабов, чужеземцев и женщин на игры не допускали. Празднества продолжались пять дней. На стадионе состязались в пятиборье, на ипподроме – в гонках на колесницах.

Победителей Олимпийских игр в разных видах спорта называли олимпиониками. В качестве награды они получали оливковую ветвь. Награждение проходило перед храмом Зевса, где находилась знаменитая статуя работы Фидия, признанная одним из семи чудес света. Самым прославленным борцом древности был Милон, а про силу возничего Полидама слагали легенды.

Задание 2. Найти ошибки в тексте “Олимпийские игры” и подчеркнуть их.

Прошло четыре года, и у меня появилась возможность увидеть Олимпийские игры. Как всегда, они проходили на высокой горе Олимп.

В течение недели я наслаждался захватывающими состязаниями пятиборцев. В метании ядра и диска отличился атлет из Финикии, а в прыжках в длину – венок из ветвей оливы достался юной участнице из Спарты. Наибольший интерес у зрителей вызвали гонки на колесницах. Первой, обогнув десять раз ипподром, пришла колесница, управляемая знаменитым атлетом Милоном. В заключительный день мы восторженно приветствовали олимпийцев. “Слава победителям!” - кричали все, в том числе и я с внучкой, которая приехала вместе со мной, чтобы увидеть честные и мирные состязания между атлетами многих стран мира.

Образец выполненного задания.

Прошло четыре года, и у меня появилась возможность увидеть Олимпийские игры. Как всегда, они проходили на высокой горе Олимп.

В течение недели я наслаждался захватывающими состязаниями пятиборцев. В метании ядра и диска отличился атлет из Финикии, а в прыжках в длину – венок из ветвей оливы достался юной участнице из Спарты. Наибольший интерес у зрителей вызвали гонки на колесницах. Первой, обогнув десять раз ипподром, пришла колесница, управляемая знаменитым атлетом Милоном. В заключительный день мы восторженно приветствовали олимпийцев. “Слава победителям!” - кричали все, в том числе и я с внучкой, которая приехала вместе со мной, чтобы увидеть честные и мирные состязания между атлетами многих стран мира.

  1. Рефлексия.

Что узнали? Что еще хотели бы узнать?

Итак, мы познакомились с историей Олимпийских игр. Давайте посмотрим, решим ли мы задачу, которую поставили в начале урока.

  • Какую роль играли Олимпийские игры в жизни эллинов (Объединяли вместе)
  • Как давно они стали проводиться. Что было раньше: Греко-персидские войны или Олимпийские игры. Дата в тетрадь к зачету.
  • Чему посвящались игры
  • Как часто проводились

Д/з: § 33, § 39. Составить рассказ от имени участника или зрителя Олимпийских игр. В библиотеке в справочной литературе найти девиз, флаг и эмблему Олимпийских игр. Описание записать в тетрадь.