Внеклассное мероприятие. Утренник (3–4-й классы). "Моя семья – моя родословная"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • способствовать приобщению учащихся к духовным и культурным ценностям религии, формирование у них православного мировоззрения как духовного стержня современного культурного человека;
  • учить проявлять любовь, милосердие, доброту, уважение, взаимопонимание;
  • воспитывать бережное отношение друг к другу, к окружающим.

Оборудование:

  • портрет Николая Чудотворца; рисунок родословного древа;
  • плакат с пословицами; рисунки учащихся “Родословное древо”, “Откуда произошла моя фамилия”.

Ход мероприятия

На доске генеалогические древа, о которых будут рассказывать дети.

Звучит песня “Вместе весело шагать”, дети заходят в зал.

Учитель. Дорогие гости! Бабушки и дедушки, мамы и папы, девочки и мальчики! Сегодня мы проведем тематический утренник о семье. Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать на утреннике – “семья”.

Ведь никто из нас не свалился с луны. Все мы – ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. В народе не уважают “Иванов, не помнящих родства”.

Николай-Угодник, Николай Чудотворец – второй после Бога заступник. Покровитель семьи, земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, милостивый святой, заступник от всех бед и несчастий.

Имя великого угодника Божия святителя и чудотворца Николая архиепископа Мир Ликийских, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его имени. Нет, пожалуй, ни одного города, в котором не было бы сейчас или прежде Никольского храма. Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе наименование “Николы Мокрого”. Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами за вечное предстательство перед Господом о всех людях и их трудах.

Святитель Николай родился в городе Патаре, Ликийской области, был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить своего сына Богу. С ранних лет вел он благочестивую, постническую, полную духовных размышлений жизнь, усердно изучал Священное Писание, много времени проводил в молитвах. Его дядя, епископ Патарский Николай, наблюдая успехи племянника, сделал его чтецом в церкви, а затем возвел в сан священника, пребывая в котором, он приобрел глубокое уважение верующих. Велико было его милосердие и помощь страждущим. Так, некий ранее богатый житель Патара, впав в горькую нужду и нищету, замыслил продать трех взрослых дочерей для спасения от голода. Святитель, узнав о том, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом, и тем самым спас семью от голода и духовной гибели.

Святитель Николай почитал своих родителей.

Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – четверо. Прабабушек и прадедушек еще вдвое больше – восемь и так далее. Вот сколько у человека предков. И это мы сейчас увидим.

Выступление нескольких учеников: рассказ о своих предках, о генеалогическом древе, показ фотографий.

Учитель. Славная вещь – родословное дерево. Но если присмотреться к нему, то можно заметить одну особенность. Выходит, что из…(имя ребенка) вырастают мама с папой, а из них – бабушки и дедушки. Странная получается картина. Как же исправить эту странность? Очень просто. Перевернем рисунок вверх ногами. Тогда дерево превратиться в корень – большой разветвленный корень, из которого и вырос …(имя). И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: “У него крепкие корни”. Значит, такой человек родился в дружной крепкой семье.

У каждого из вас есть фамилия. Вы все написали сочинения, откуда произошли ваши фамилии. Эти сочинения мне очень понравились. Большое всем вам спасибо.

Выступления нескольких ребят с сочинениями о фамилиях.

Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы зовете своей семьей. Семья, по определению, данному в словаре Ожегова, - это группа живущих вместе родственников. Сколько же их, этих родственников? Давайте считать.

Ученик читает стихотворение “Раз, два, три, четыре” А.Кардашова.

Кто живет в большой квартире?
Четверо мужчин.
Живет в квартире дедушка,
И папа, и прадедушка,
И Миша, папин сын.
Еще красавица живет
С родными неразлучно
Один из них ее зовет

Своей любимой внучкой,
Дочкой дорогой
Зовет ее другой,
А третий – милой Машей
И хозяйкой нашей!
И называет мамой
Мужчина младший самый.

Учитель.

А кто живет в вашей семье?

Поднимите руки, те, у кого в семье четверо человек?

А у кого пятеро?

А теперь у кого девять или десять человек?

Перечисли своих родственников … .

А еще знаю, что в этом году пополнились семьи у … .

Правильно? Давайте расскажем о своих родственниках.

Стихотворный монтаж.

1. Любимые наши,
Бабушки и дедушки, мамы и папы!
Желаем мы вам, дорогие, здоровья,
Чтобы не было причины грустить.
И в полном здравии, конечно
До свадьбы правнуков дожить.

2. Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
А бабушкины руки
Люблю всего сильней.

3. А у бабушки моей волосы седые.
А у бабушки моей руки золотые.
И в заботах целый день, рук не покладая:
То на спицах вяжет шарф, то носки латает.
Ни одной минуты нет у нее свободной
Я без дела не сижу, помогаю тоже,
Потому что быть хочу на нее похожей.

4. Стала бабушка старой, хворою,
От ходьбы она устает.
Храбрым летчиком стану скоро я,
Посажу ее в самолет.
Не тряхну ее, не качну ее,
Отдохнет она, наконец.
Скажет бабушка: “Ай да внучек мой!
Ай да летчик мой! Молодец!”

5. За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Мы благодарны нашим дорогим дедам.

6. Наши папочки не хуже
Могут кашу, щи варить.
И для дома все, что нужно,
Могут быстро смастерить.

7. От чистого сердца,
простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем
о маме.
Мы любим ее, как хорошего
друга,
За то, что у нас с нею все
сообща,
За то, что, когда нам
приходится туго.
Мы можем всплакнуть у
родного плеча.

8. Мы любим ее и за то, что
порою
Становятся строже в
морщинках глаза,
Но стоит с повинной
прийти головою –
Исчезнут морщинки,
умчится гроза.

9. За то, что всегда без
утайки и прямо
Мы можем доверить ей
сердце свое,
И просто за то,
что она – наша мама,
Мы крепко
и нежно любим ее.

10. Наши папы – мастера,
Машинисты, доктора,
Одним словом – удальцы!
Наши папы молодцы!

11. В праздник наш такой желанный
Что же вам еще сказать?
Разрешите всем сейчас нам
Вам здоровья пожелать!

12. Не болейте! Не старейте!
Не сердитесь никогда!
Вот такими молодыми
Оставайтесь навсегда!

Песня “О папе”.

Папа может, папа может
Все что угодно.
Плавать брассом, спорить басом,
Дрова рубить.

Папа может, папа может
Быть кем угодно,
Только мамой, только мамой
Не может быть.

Учитель. Дети очень чутки и впечатлительны. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Ничто так не сплачивает семью, как семейные традиции.

Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда семья вся в сборе. Это совместные походы, экскурсии. В дружной семье рассказывают стихи, поют частушки, а также танцуют и играют.

Частушки.

1. Мы веселые ребята,
Мы частушки вам споем.
Коль понравятся куплеты,
Мы еще их пропоем.

2. Дорогие наши мамы,
Мы всегда гордимся вами,
Умными, спокойными.
Будем вас достойны мы!

3. Наши папочки веселые
Могут петь, стихи читать,
Ну а если надо будет,
Могут “яблочко” сплясать.

4. Любит музыку мой папа,
От него не отстаю:
Он играет на гармони,
А я песенки пою.

5. Папа пишет сочиненье,
Дед решает уравненье –
Все с уроками сидят.
Вот семейный наш подряд!

6. Деда очень уважаю,
Смело вам могу сказать!
Очень трудные задачи
Будем вместе мы решать.

7. Баба Зина – чемпион
В кулинарном спорте
Всех сразил “наполеон”
Сто слоев ведь в торте

8. Мама с папой и братишка
Вот она моя родня
Ох, спасибо, дорогие
Что вы есть все у меня
Мы пойдем, а вы сидите
До другого вечера.

9. Мы частушки вам пропели,
Больше делать нечего.

Танец “Полька”.

Учитель: Скажите вы, всегда делаете уроки сами? (Ответы детей самые разные)

А всегда ли ребята виноваты в том, что вырастают белоручками, неумехами, мы говорим о трудовом воспитании, а сами за них уроки делаем!

Сейчас специально для вас мы покажем пару бабушек. Посмотрите, они вам никого не напоминают?

Сценка “Бабушки и внуки”.

1-я: Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

2-я: Да что ты, я еще уроки не сделала …

1-я: Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж сто лет как школу кончила!

2-я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.

1-я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.

2-я: Правда? Это ты их так балуешь?

1-я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

2-я: О, действительно строго.

1-я: Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.

2-я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм … “У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том …”.

1-я: Так хорошо.

2-я: “…И днем и ночью пес ученый…”.

1-я: Какой пес? Какой пес?

2-я: Ну, я не знаю, какая у него порода.

1-я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!

2-я: А-а, поняла-поняла! Я тогда сначала: “У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том; и днем и ночью кот ученый…”.

1-я: Ну?

2-я: … С авоськой ходит в гастроном.

1-я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?

2-я: Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.

1-я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может, в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?

2-я: Ее уже назвали.

1-я: Как?

2-я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки …

Учитель. В языке русского народа жили, живут, будут жить слова, обозначающие степень родства. А каких родственников знаете вы? (Свекровь, свекор, тесть, теща, зять, невестка, шурин, деверь, золовка, свояченица, племянница, тетя и другие.)

Конкурсы:

1 конкурс “Кто я?”.

  1. Мамина мама для вашего папы. (Теща.)
  2. Мамин папа для вашего папы. (Тесть.)
  3. Папина мама для вашей мамы. (Свекровь.)
  4. Папин папа для вашей мамы. (Свекор.)
  5. Брат вашего папы или вашей мамы для вас. (Дядя.)
  6. Сестра вашего папы или вашей мамы для вас. (Тетя.)

Ответы: семья, муж, свекровь, деверь, золовка.

– Кто такой деверь? (Брат папы для мамы.)

– Кто такая золовка? (Сестра папы для мамы.)

2 конкурс “Пословицы”.

– Кто назовет пословицы о семье?

  1. На что и клад, коли в семье лад.
  2. В семье и каша гуще.
  3. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  4. Яблоко от яблони недалеко падает.
  5. Согласную семью и горе не берет.
  6. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
  7. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
  8. Дружная семья и землю превращает в золото.
  9. Давайте поговорим о последней пословице, как вы понимаете ее смысл?

Скажите, если у нас в семье все хорошо, а рядышком – у соседей плохо, должны ли мы помочь тем, кому плохо? Какие качества должны мы проявлять к тем, кому плохо? (добро, милосердие, сострадание).

А что вы испытываете, когда смогли кому-то помочь?

Мы всегда должны помнить, что рядом с нами есть те, кому нужна помощь, кому очень плохо, и мы должны им помочь.

Ребята, о каком святом мы сегодня с вами говорили?

А кто такой Николай Чудотворец?

Хотите, я расскажу вам о чудесной помощи святителя Николая, которую он оказывал людям не только при жизни, но и после смерти. Слушайте.

История 1. Однажды в Ликийской стране был великий голод, и в городе Мирах ощущался крайний недостаток в пище. Сожалея о несчастных людях, погибающих от голода, Николай Чудотворец явился ночью во сне одному итальянскому купцу и, оставив в залог три золотых монеты, он попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Купец не решался ослушаться повеления святителя, отправился в город Миры и распродал свой хлеб его жителям. Таким образом, жители были спасены от голода.

История 2. Один благочестивый человек, по имени Димитрий, живший в Константинополе, имел обыкновение отправляться на богомолье в церковь святого Николая.

Однажды, когда он ехал туда ночью с несколькими товарищами, поднялась сильная буря, которая опрокинула их судно. Выбившись из сил и увлеченный пучиною до самого дна морского, Димитрий беспрестанно взывал: – Святой Николай, помоги мне!

Скорый помощник немедленно предстал ему, взял его за руку, извлек из глубины и перенес домой в одну запертую комнату. Димитрий, не сознавая чуда и почитая себя все еще на дне морском, громко кричал: – Святой Николай, помоги мне!

Домашние и соседи его были пробуждены этим необыкновенным криком и, думая, что в комнату забрался вор, вошли в нее с огнем. Они чрезвычайно удивились, найдя в запертой комнате Димитрия – всего мокрого: с головы, бороды и одежды его стекала морская вода. Лишь придя в полное сознание, Димитрий рассказал им, что случилось с ним на море и, кого призывал он, погружаясь в море. Все поняли, что его спас святой Николай, и возблагодарили скорого в бедах помощника.

Учитель. Мы видим, что с нами в семье всегда Святой Николай. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Так давайте никогда не забывать о своей семье. На этом наш вечер окончен. Всем большое спасибо!

Песня “Родительский дом” (поют и дети и родители)

Литература:

  1. Чудеса в православии. / Составитель Емеличев Василий. – М., ОЛМА-Пресс, 2002.
  2. “Первое сентября” апрель, 2004 года № 13.
  3. “Первое сентября” ноябрь, 2004 года № 44.
  4. Времена года. (Православный народный календарь) / Составитель В.Соколовский. – МП “Урал-пресс”, 1991.