Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения "Жизнь древних людей". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • расширить представления детей о жизни древних людей;
  • формировать интерес к изучению истории прошлого человечества;
  • развивать познавательные процессы (наблюдательность, речь, память, мышление, воображение); эмоциональную сферу, творческие способности.

Оборудование:

  • рисунки с изображением древних людей, первых орудий труда и охоты;
  • карта мира, с нанесенными стрелками показа расселения людей по Земле;
  • опорная схема для постановки задач урока
    • узнать новое…
    • развивать…
    • воспитывать…
  • лента времени;
  • выставка книг;
  • раздаточный материал (отрывок из повести Д.Эрвильи “Приключения доисторического мальчика”);
  • Учебник “Мы и окружающий мир” 3 класс Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.

Ход урока

I. Мобилизующее начало.

II. Определение темы, постановка задач урока:

Послушайте стихотворение, написанное ученицей 9-го класса нашей гимназии Климентьевой Настей.

Эра кайнозойская –
Очень древний век,
Появился в Африке
Древний человек.
Небольшого роста,
С некрупной головой,
Проходя по джунглям
Он не спешил домой.
Жил герой наш в стаде,
Где каждый за себя.
Но были ему рады
По дружбе и любя.
Кто он? Обезьяна?
А может человек?
Никто не знал ответа
В тот далекий век.
Наш африканский предок
Ходил на двух ногах.
Длинными руками
Искал еду в лесах.
Он ел плоды растений,
Коренья трав он ел,
Он лазил по деревьям
И многое успел.
В развитии успел он
Пройти огромный путь,
Ты, человек разумный,
О прошлом не забудь!

– Подумайте, о чем это стихотворение.

Сформулируйте тему урока.

(Жизнь древних людей).

– Определите для себя задачи урока:

  • узнать новое… о жизни древних людей
  • развивать… речь, память, мышление
  • воспитывать… трудолюбие

III. Актуализация материала.

– Закончите фразу:

Когда я слышу о первых людях, я представляю…

– Покажите по карте, как первобытные люди кочевали и постепенно осваивали новые территории.

– Почему первые люди появились в жарком поясе?

– Какой материк до сих пор не заселен людьми? Почему?

На прошлом уроке вы познакомились с первыми стадиями развития человека. Учитель биологии Ольга Александровна расскажет вам об этапах эволюции человека.

IV. Знакомство с новым материалом.

Путешествие в машине времени в далекое прошлое.

Австралопитек – от латинского аустралис – южный и греческого питекос – обезьяна. Местом возникновения считается – Африка. Австралопитеки жили на открытых лесостепных пространствах, рост 120 – 150 см., масса их по вычислениям ученых была до 50 кг. Передвигались на двух конечностях. Строение хорошо развитого большого пальца кисти говорит о том, что передние конечности австралопитеков использовались как хватательный орган. Масса головного мозга равна 500 гр. Австралопитек был связующим звеном между животным миром и первыми людьми.

Питекантроп – от греческого питекос – обезьяна, антропос – человек. Распространение по планете – Африка, Европа, Азия. (показ детьми по карте)

Рост питекантропа до 160 см., для ни характерно постоянное прямохождение. Мозг питекантропа обладал некоторыми примитивными чертами, но все же сильно отличался от мозга высших обезьян. Масса головного мозга 850 – 1100 гр.

Учитель начальных классов Питекантропы вели активный образ жизни: охотились, изготавливали примитивные орудия, помогающие им резать растения, мясо. Жили они группами.

– Как вы думаете, почему в трудных условиях легче было выжить, живя группами? (Так легче было защищаться от врагов, находить пищу, охотиться, строить жилища)

Находки, сделанные в Китае, говорят о том, что питекантропы могли пользоваться и огнем, но добывать его еще не умели.

Основными приобретениями питекантропа в процессе эволюции были изготовление каменных орудий, появление абстрактного мышления и речи.

Прослушайте стихотворение и определите, о ком идет речь? Почему?

Костер, похрустывая ветками,
Мне память тайную встревожил,
Он был зажжен в пещерах предками
У горно – каменных подножий.
Как трудно было им, единственным,
На человеческом рассвете,
На неуютной и таинственной,
На неустроенной планете.

Учитель биологии Питекантропов сменили неандертальцы, названные по месту первой находки в долине реки Неандерталь (Германия), (показ по карте детьми). Распространен был достаточно широко в Африке, Азии, Европе. Рост их составлял 160 – 170 см. Масса их мозга равна массе мозга современного человека.

Учитель начальных классов Неандертальцам выпало жить на Земле в суровое время – в ледниковый период.

– Как вы думаете, чему пришлось научиться неандертальцам, чтобы выжить, спасаясь от холода? (Они научились добывать и поддерживать огонь, шить из шкур примитивную одежду)

Жили неандертальцы небольшими группами, по 15 – 20 человек. У них существовало разделение труда.

– Чем занимались мужчины, женщины и дети? (Мужчины охотились на животных – оленей, мамонтов; женщины и дети поддерживали огонь, собирали съедобные растения, охотились на мелких животных и дичь)

Умелые каменотесы – неандертальцы изготавливали из камня различные инструменты – скребки, ножи, топоры и молотки, наконечники для копий.

Учитель биологии Остатки ископаемых людей современного типа обнаружены в Европе, Азии, Африке, Австралии. В пещере Кро-Маньон во Франции, было обнаружено сразу несколько скелетов людей этого типа. По месту находки ископаемых людей современного типа называют кроманьонцы. Они обладали всем комплексом основных физических возможностей, который имеется и у наших современников. Умственное развитие кроманьонцев, по сравнению с неандертальцами, достигло высокого уровня, об этом свидетельствует масса головного мозга равная примерно 1600 грамм.

Учитель начальных классов – Посмотрите, человек научился бороться с холодом, сумев укротить огонь. А что еще сильно изменило жизнь первобытного человека в лучшую сторону? Найдите ответ в учебнике на с. 37 и зачитайте. (Сильно изменилась жизнь человека, когда он научился одомашнивать животных и начал заниматься земледелием.)

V. Физминутка

VI. Чтение и анализ отрывка и повести Д.Эрвильи “Приключения доисторического мальчика”

В сапогах – скороходах мы переходим не только из эпохи в эпоху, но и из науки в науку. Шагнем мы с вами в литературу

Чтение отрывка на странице 36 учебника и печатного текста, ответы на вопросы.

– Какой выбор сделал Крек: еда или огонь?

– Почему Старейший повел женин и детей в лес на поиски пищи?

– Почему охотники шли медленно и ступали тяжело? Найдите в тексте и прочитайте какую добычу принесли охотники. – На какое время хватит этой еды?

– Как делилась добыча в племени?

– Почему жителей пещеры ждет смерть, если они лишаться огня?

– К какому этапу развития первобытных людей можно отнести героев повести? Почему? (Неандертальцы: жили группами, изготовляли орудия, делили обязанности, поддерживали огонь).

– Анализируя, какие животные упоминаются в тексте, о каких растениях идет речь, сделайте вывод, в какой местности или в каком климате происходят события.

VII. Обобщение изученного материала

– Человек появился на нашей планете сравнительно недавно. Если всю историю рождения Земли и формирования жизни представить протяженностью в один год (на самом деле это 4,5 миллиарда лет), то первые простейшие организмы появились после трех месяцев, древние ящеры – динозавры – в середине 12 месяца, а первобытные люди за несколько часов до окончания года.

(Работа по ленте времени)

– Что вас удивило сегодня на уроке?

VIII. Домашнее задание

1. Чтение отрывка из повести Д.Эрвильи “Приключения доисторического мальчика”, ответы на вопросы к тексту.

2. Подготовиться к аукциону знаний по теме “Жизнь человека разумного”.

Приложение

Отрывок из повести Д.Эрвильи
“Приключения доисторического мальчика”
Глава 5
Огонь погас

Что же делали остальные обитатели пещеры, пока Крек, разоритель гнезд, вместе с маленьким братом воевал с легионами пеструшек? Мы помним, что Старейший повел женщин и детей на поиски пищи.

Едва они начали собирать сухие плоды буковых деревьев, как где-то далеко, в туманной дали, среди безлистных деревьев послышались глухие шаги.

– Прислушайтесь! – сказал Старейший. – Охотники идут медленно и ступают тяжело. Значит, они несут какую-нибудь ношу. Что они несут? Быть может, раненого? Или тащат на плечах тяжелую добычу? Сейчас мы это узнаем.

Охотники принесли часть туши молодого северного оленя и половину лошади. Это было все, что им удалось добыть. Дичи стало гораздо меньше: уж очень много гонялось за ней охотников соседних племен. С такими охотниками повстречались обитатели пещеры и даже вступили с ними в бой. Но враги бежали после первой же схватки. Ни кто из жителей пещеры не погиб.

Старейший рассказал охотникам, что обитатели пещеры без малого четыре дня почти ни чего не ели, и предложил тут же раздать всем по небольшому куску мяса, а остальное спрятать до завтра и испечь в золе

Часть молодой оленины немедленно разделили на куски. Однако куски были не одинаковые: охотники захватили себе лучшие, а матерям и детям достались похуже. Но они и этому были рады. Получив свою долю, они уселись подальше от мужчин.

Но вот последние крохи, были съедены, и люди начали подумывать о возвращении в пещеру. Охотники, сытые и усталые, заранее предвкушали ту блаженную минуту, когда они улягутся на теплой золе или на шкурах под сводами старой пещеры. Еды у них хватит на день или на два.

Уже наступила ночь, когда они подошли к пещере. Обычно еще издали они замечали красноватые отблески пламени, озарявшие приветливым светом вход в их подземное жилище. Но на этот раз вход был погружен в глубокий мрак. Свет – веселый, бодрящий, ласковый свет – исчез.

“Что здесь случилось без меня?” – подумал Старейший и тихо сказал своим спутникам:

– Хранителем огня сегодня остался Крек. Предупредим его о нашем приходе.

Один из охотников взял костяной свисток, висевший у него на шее, и пронзительно свистнул.

Но никто не откликнулся.

– Значит, – прошептал Старейший, и суровое сердце его дрогнуло, – значит, Крек умер. Наверное, на мальчиков напали. Или они убиты, или уведены в плен каким-нибудь бродячим племенем. Если же они заснули, они будут жестоко наказаны.

– Смерть им, смерть! – раздались свирепые голоса.

Если огонь умер, люди тоже умрут. Они знали, чувствовали это. Как они тосковали по огню во время своих охотничьих странствий! Но ведь тогда они разлучались с ним ненадолго. Но теперь… теперь огонь покинул их навсегда. Значит, они неизбежно погибнут. Ни когда они не попадали в такое ужасное положение.

Огонь, верный и жаркий огонь, жил в пещере много лет. Никто не знал, кто и когда занес огонь в их жилище…

Уже не раз Гель и Рюг доносили старейшинам, что стая громадных гиен, привлекаемая запахами гниющих отбросов, бродит по ночам около входа в пещеру. Только свет костра удерживал их на почтительном расстоянии…

Вопросы.

  1. Почему Старейший повел женщин и детей в лес на поиски пищи?
  2. Как делилась добыча в племени?
  3. Почему жителей пещеры ждет смерть, если они лишатся огня?
  4. К какому этапу развития первобытных людей можно отнести героев повести? Почему?

Приложения