Изложения и сочинения в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Изложения и сочинения  формируют и совершенствуют связную речь учащихся.

Уже в 1 классе в программах предусматривается изложение под руководством учителя небольшого текста по вопросам, во 2 классе – изложение текста по коллективно составленному  и изменённому плану, в 3-4 классах – подробные, сжатые и творческие изложения.

Объём текстов для изложений в 1 классе – 20-30 слов, во 2 классе – 30-40 слов, в 3-4 классах  – от 60 до 95 слов.

Начинать работу над изложениями необходимо с устного, а затем письменного пересказа простых по сюжету рассказов, постепенно переходя к сжатым  и творческим изложениям.

Хочется особо отметить, что изложение, как никакое другое упражнение, приобщает детей к лучшим образцам языка.Высокохудожественные тексты , написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают её культуру, прививают детям художественный вкус, развивают речевое чутьё. Изложение полезно именно рядом с сочинением, которое несёт в себе опасность влияния диалектов и просторечия. Так перед  сочинением  на  весеннюю тему  уместно было бы изложение «Весенняя капель», при написании которого под руководством учителя будут употреблены образные сравнения и описания весенней природы мастерами слова, писателями, что, несомненно, повысит качество сочинения.

Темы изложений должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение, Они должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них трудными словами или образами. Дети должны хорошо понять его содержание, идейный смысл. Текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц. Необходимо также учитывать грамматические умения детей.

В начальных классах дети пишут изложения следующих типов: подробные, близкие к тексту; сжатые, сокращённые; с творческими и грамматическими заданиями. Они бывают разными по объёму: от 10-15 минутных работ во втором полугодии первого класса до  двухчасовых обучающих и проверочных изложений в четвёртом классе. Остановлюсь более подробно на некоторых видах изложений.

Подробное, близкое к тексту изложение небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет, проводятся во всех классах. Этот вид изложений развивает умения учащихся  в составлении связного текста. В первом классе работу над изложением затрудняют слабые орфографические навыки учащихся. С целью предупреждения ошибок на ранних  степенях обучения текст, составленный учащимися, записывается на доске. Тексты в 1 классе должны быть повествовательные или описательные. Со 2 класса работа над подробным изложением усложняется: текст подбирается так, чтобы он предусматривал ознакомление учащихся с новыми для них особенностями в области лексики, синтаксиса, композиции текста, с повествованием, элементами описания. В 3-4 классах учащиеся, работая над подробными изложениями, обращают внимание на  детали, подробности в повествовании и описании, приучаются к точности речи, учатся связывать предложения, соблюдая временную последовательность, причинно-следственные связи, правильные пространственные соотношения. Всё это развивает детей умственно, способствует воспитанию их мышления.

Сжатое изложение прочитанного текста  проводится следующим образом: текст прочитывается 1-2 раза, затем в ходе коллективной беседы выявляется главное – что нужно описать при сжатом пересказе, а что можно опустить. В письменном тексте сжатого изложения дети передают лишь существенное, опуская второстепенное. При этом могут нарушаться логические связи в тексте, если сокращение будет вестись механическим путём. Необходимо строить анализ текста так, чтобы учащиеся не допустили данной ошибки, сохранили сюжет. В этой логической и  одновременно творческой работе состоит главное достоинство и главная трудность сжатых изложений. Оно  имеет много общего с сочинением: учащиеся отбирают материал, по-своему располагают его, самостоятельно подбирают слова и  составляют предложения. Работая над сокращением текста, учащиеся глубже овладевают материалом, учатся не  только сужать его до самого краткого выражения, но и, наоборот, распространять, расширять его.

Творческие изложения занимают промежуточное положение между изложениями и сочинениями. Они развивают воображение учащихся, литературные интересы, развивают  творчество детей. Один из интереснейших видов творческого изложения – изложение от лица одного из персонажей. Ученик должен хорошо понять роль этого персонажа, принять во внимание его характер, возраст, взглянуть на события его глазами. Ведь надо передать в тексте лишь то, что ему могло быть интересно, и так, как это могло ему представиться.

Научить писать сочинения правильно, выразительно и красиво – большой, кропотливый труд. В сочинении больше, чем в каком-либо другом виде работы, раскрываются характер и наклонности ребёнка, чётко выступают его индивидуальные черты, его маленькое «я». Сочинение даёт возможность научить малыша бережно относиться к слову, понимать красоту родного языка, выражать свои мысли ясно, красочно и правдиво. Если учитель научит детей видеть природу, научит их обращать внимание на, казалось бы, обычные явления, изменения в  природе (не только листопад, снегопад, но и на то, какое сегодня небо и почему, как выглядит лес в ясную погоду, в листопад, снегопад…), то заговорит любой малыш. И учить этому надо, начиная с 1 класса. Пусть эти сочинения будут только в одно предложение, пусть они будут пока устные. Дело не в этом. Уже во втором полугодии учитель даёт задание утром и вечером понаблюдать за небом, повадками птиц, за изменениями в природе, а на уроке письма предлагает записать одно – два предложения о том, что дети видели и наблюдали, что их особенно поразило, что больше всего запомнилось. Выполняя такие задания, дети, прежде не обращавшие внимание на окружающее, начинают внимательно созерцать мир. На первом году обучения учащиеся приобретают первоначальный опыт работы над сочинением. Они пока невелики по объёму, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это сюжетные  рассказы о событиях, развёртывающихся во времени: «Как мы лепили Снеговика», «Как мы ходили в лес». В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.

В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у первоклассников:

  • умение коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе;
  • умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов;
  • умение строить простое предложение: правильно располагать в нём слова, видеть границы предложения;
  • умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.

Сочинения во 2 классе – это небольшие сюжетные рассказы, в которые постепенно можно вводить элементы описания. Проводятся они либо в устной, либо в письменной форме. В ходе этой работы необходимо:

  • научить детей коллективно составлять и сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно записывать небольшие рассказы о детских играх, забавах, развлечениях;
  • научить составлять и записывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам;
  • научить коллективно составлять план устных рассказов и сочинений в форме вопросительных или повествовательных предложений;
  • совершенствовать умение правильно строить простые предложения, различные по интонации;
  • работать над обогащением активного словаря учащихся.

В 3-4 классах учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:

  • писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, наблюдениях;
  • писать рассказы о случаях из своей жизни;
  • писать рассказы по картине;
  • самостоятельно составлять   план сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений;
  • правильно строить простые предложения различных типов;
  • умению отбирать слова и употреблять их в речи.

Любые сочинения можно писать только после тщательной и кропотливой  подготовки. Ранняя самостоятельность может навеки отбить охоту творить. Не следует увлекаться домашними сочинениями, которые зачастую «творит» вся семья. Учитель должен видеть процесс творчества своего ученика и быть готовым прийти на помощь. У каждого учителя есть свои методы написания сочинений, но цель должна быть одна: научить не только грамотно писать, но и логично, образно мыслить, научить правильно, пользоваться словом. А при подготовке к  любому сочинению, на мой взгляд, необходимо:

  • не подавлять своим авторитетом личность ученика, не подменять его восприятия, мнения, вкуса своими;
  • брать для сочинения тему, близкую и понятную ученикам, интересную для них;
  • стремиться развивать у детей воображение, фантазию;
  • каждое сочинение нужно тщательно, обдуманно и заблаговременно готовить;
  • приучать ребят требовательно относиться к слову: к его точности, правдивости, образности;
  • обязательно анализировать сочинения в классе при активном участии детей.

Как показывает практика, изложения и сочинения очень полезны для развития речи учащихся, осмысливают в их глазах работу над правописанием, помогают им понять, что орфография нужна не сама по себе, а для наилучшего, ясного и точного выражения мыслей на письме.

Такова, по моему мнению, в общем виде система работы над изложением и сочинением в начальных классах.