Авторский учебно–методический материал "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам поморской культуры"

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Этот период ребенка во многом зависит от взрослых, как воспитателя, так и родителя, воспитывающих их. Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растет, закладывают предпосылки высоких человеческих начал.

Еще К.Д.Ушинский писал: «Народ без народности – тело без души». К сожалению, в последние годы приоритетом становятся материальные ценности, а духовность и нравственность уходят на второй план. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и национальной культуры. Но в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре русского народа. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирования у дошкольников любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру его культуры.

А что может духовно обогатить среду ребенка? Это фольклор, особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с дошкольником эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие.

Большая Родина всегда начинается с малой – место, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, леса и речки, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край или город имеет свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – северный фольклор.

Северный фольклор – это особая область народного творчества. Он несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер северян. Мужественный, сильный, суровый – по былинам; хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Северный фольклор может быть понят только в живом бытовании в соответствии с крестьянским обиходом и природой. Значит, необходимо создать особую атмосферу деятельности дошкольников или совместной деятельности дошкольников и взрослых, приближенную к реальной. По возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Наш детский сад имеет статус сада присмотра и оздоровления, который посещают часто – болеющие дошкольники и где особое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей, как физического, так и духовного. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и обычаями родного края.

В данной работе мы поставили перед собой цель – приобщение дошкольников к своей национальной культуре и создание положительной, устойчивой мотивации в сохранении своего собственного здоровья через двигательную активность.

А также определили следующие задачи:

  • Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям своего края и людям труда.
  • Воспитывать у дошкольников уважительное отношение в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе.
  • Развивать познавательный интерес к народному творчеству родного края, к окружающему миру через восприятие музыкального северного фольклора.
  • Формировать у дошкольников интерес к образцам северного народного декоративно – прикладного искусства и художественным промыслам.

Работу необходимо проводить в системе и комплексно по трём направлениям:

  1. Комплексные занятия познавательного цикла с изобразительной деятельностью дошкольников.
  2. Совместная деятельность взрослых и дошкольников – фольклорные праздники.
  3. Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные народные игры.

Первое направление знакомит дошкольников с особенностями сезонных природных явлений, их взаимосвязь с трудовой, обрядовой деятельностью человека Помора, направленной на бережное почтительное отношение к природе. На занятиях познавательного цикла дошкольники знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, с предметами декоративно – прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов. Изделия народных промыслов помогают воспитывать у дошкольников внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Наблюдая мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, ребенок начинает видеть и чувствовать гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность находят отражение в узорах декоративных росписей (животные, птицы, растительные узоры, орнаменты, символика) детей. А художественный образ, созданный руками ребенка, обогащает его внутренний мир и способствует раскрытию творческих способностей, совершенствуют разные изобразительные умения.

Второе направление определяет содержание совместной деятельности взрослого (как педагога, так и родителя) с дошкольниками. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры родного края, на развитие творческой активности и художественного вкуса у дошкольников. «Нравственная норма народной жизни – это сезонный труд и развлечения». Тогда уместно устроить фольклорный праздник – это уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями, где создаются условия для этически ценных форм общения с близкими людьми.

Третье направление создает свободную деятельность дошкольников, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии. Дошкольники, получившие представления о народной культуре родного края на занятиях познавательного цикла и праздниках, используют знания в народных подвижных играх, в общеразвивающих упражнениях, в самостоятельной художественной и музыкальной деятельности.

Чувство любви к родному краю обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать. А для этого необходимо придерживаться следующих принципов при организации образовательного процесса:

  • Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
  • Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результата.
  • Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.
  • Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
  • Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.
  • Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.
  • Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Конспект занятия в старшей группе.

Тема: «Откуда лен пришел?»

Цель: Воспитывать эстетическое отношение детей к народному прикладному искусству, прививать интерес к народному промыслу, дать представление об истории льняной ткани, из которой делали мастера различные изделия, пополнить знания об основных средствах выразительности северных росписей.

Ход занятия

(Воспитатель встречает детей и гостей в русском народном костюме).

Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие! Прошу в избу.

«Красному гостю – красное место», «Худо в тесноте, да не в обиде».

- А я вот сижу, да куделюшку пряду. Раньше на Руси с Семена – летопроводца с летом прощались, а осень встречали, в гости приглашали. Страда – то полевая прошла, да домашняя начиналась. С Параскевы – пятницы (27 октября) начинали мять лен, а на Евдокию – плющиху (14 марта) женщины занимались ткачеством.

- (загадывает загадку).

Из земли вырастаю, весь мир одеваю. (Лен)

- Из льна рубашки шили. Верите? Трудов – то много уходило. Сначала надо посеять…

(Проводится игра «Что сначала, что потом», дети выкладывают логический ряд).

- Какие действия выполняли со льном? (сеяли, рвали, сушили, вязали, привозили, топили, колотили, чесали, пряли, ткали, на стол клали) (Рисунок 1)

- (дети рассматривают льняные вещи).

От бабушки остались льняные сарафаны, юбки, рубахи. Ткань получалась тяжелая и плотная. Но зимой льняная одежда хорошо согревает, а летом прохладу телу дает.

- Давайте и мы с вами посеем лен. Может и у нас рубашка вырастет.

(дети сеют семена льна, а воспитатель приговаривает)

Уродись, бел ленок.
Тонок, долог и высок,
Вверх головистый, вниз коренистый.
С цветком голубым, с корнем золотым.

- От бабушки сундучок сохранился. Посмотрим, что там лежит. (Рассматривают)

Да это полотенца льняные, вышитые. Раньше в старину полотенце было одно из важных вещей: одним умывали новорожденного, другим во время свадьбы жениха и невесту связывали, а третье давали в дорогу – как лучшее напутствие. И названия у полотенец было разное.

(Детям предлагается прочитать название полотенец, зашифрованные символами: рушник, утиральник, рукотер). (Рисунок 2)

- Смотрите, какие узоры ярко-красные на белом льняном рушнике. Они несут в себе какой-то символ. А какой? (дети рассматривают и определяют символ).

- По старинному поверью узоры несут в себе силу добра и оберегали от зла.

(Проводится игра «Собери свой символ» из разрезных картинок). (Рисунок 3)

- Ой, рученьки, да глазки у вас устали, пора наверно и поиграть. А для хорошей игры нужна широкая улица.

(Русская народная игра «Гори, гори ясно»).

- Да угостить вас желаю медовым сбитнем – русским народным напитком из ендовы, и пригласить в другую избу – к соседу Даниле.

Воспитатель изостудии (Данила-мастер):

- Здравствуйте, гости дорогие, проходите в избу.

Воспитатель: Ремесел много на земле, на Русской есть и всех ремесел нам не перечесть. Чем же богата изба у Данилы? (дети перечисляют: ложки, тарелки, туеса и т.д.)А одним словом как назвать можно? (посуда или утварь).

Данила-мастер: Зимой-то работы в поле нет, вот и сижу у печи, ложки да тарелки из березовых чурочек строгаю. Весной на ярмарку повезу. А еще в деревне девки да бабы прясть пряжу ух как горазды. Вот ко мне в избу и стучат, прялку смастерить просят. А я что, девок да бабок не обижаю, всем прялок намастерил, вот сколько! Теперь украшать узорами буду. Могу и вас научить.

(Дети рассматривают прялки. Воспитатель обращает внимание на знакомые элементы. Дети вспоминают их название, затем выбирают шаблон прялки и украшают их импровизацией по мотивам северных росписей. По окончании работы дети выставляют прялки на мольберт, любуются ими, а воспитатель подводит итог.)

Воспитатель: Давным-давно прялка была не только орудие труда для крестьянок, но еще и спутницей всей жизни, так как прялку дарили девочкам в 6-8 лет. Часто жених дарил прялку невесте, муж жене, отец – дочке. Это сейчас прялка – произведение искусства, а раньше прялка была в каждом доме. И вы свои нарядные, красивые, расписные прялки можете подарить или маме, или бабушке, или кому захотите, а можете себе оставить. 

Фольклорный праздник «Северная ярмарка».

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к обычаям и творчеству народной культуры, создать условия для этически ценных форм общения с близкими людьми, осознания уникальности черт и качеств своего ребенка.

Оформление: зал оформлен в народном стиле, могут быть декорации русской избы, дети в русских народных костюмах, звучит русская народная музыка.

Ход праздника

(На лавке сидит дед, доплетает лапоть, напевая себе под нос. Раздается стук в дверь.)

Данила-мастер: (роль играет воспитатель изостудии): Входите, не заперто. (Входят мальчики и девочки в русских костюмах).

Дети: Здравствуй, Данила - мастер! Здорово живешь! Как здравствуешь? Чем нам похвастаешь? (Девочки перед зеркалом снимают косынки, мальчики приглаживают волосы).

Данила-мастер: Очень рад, что вы пришли. Песню звонку заводите, да меня повеселите. Голоса то у вас звонкие, и поете, наверно, славно. А я пока слушаю, глядишь и работу закончу.

«Северный хоровод» сев. нар. музыка.

Воспитатель: Сколько интересного в избе у Данилы - мастера! А запах, какой! Березкой пахнет!

Данила-мастер: А сейчас самых глазастых узнаем. Я загадки загадаю, а вы отгадки в моей избе найдите.

Загадки: «В лес идут, с собой берут, грибы, ягоды кладут» корзинка; «Из липы свито деревянное корыто, по дороге идут, клетки кладут» лапти; «Всех кормлю с охотой я, а сама – безротая. Поцелую, полижу и опять положу» ложка.

Данила-мастер: Молодцы, ребята. Загадки разгадали, да и отгадки нашли.

Воспитатель: Данила - мастер, а зачем тебе столько корзин, ложек, лаптей?

Данила-мастер: Как же, скоро Маргаритенская ярмарка откроется. Все умельцы товар свой повезут, отставать не хочу, вот и плету вечерами из бересты корзинки, туески, короба и пестери. Хотите со мной на ярмарке побывать?

Читает, закликает: «Нынче говорят на ярмарке программа обширная, весельем обильная. Гостей на ярмарке не счесть, участников не перечесть».

Декорация избы закрывается. Выбегает скоморох, родители–«торговцы» раскладывают свой товар.

Скоморох (роль играет родитель): Слушайте, люди добрые! Сообщаю сей же час губернаторский указ! (читает) «Чтоб было все, как подобает: ярмарке шуметь, горожанам – песни петь! Торговать, меняться, силой состязаться. Весельям, шуткам быть. Повелеваю ярмарку открыть!»

Исполняется «Кадриль» р.н.м.

Девочка (в р.н. костюме с караваем в руках): Хлебом – солью всех встречаем, на ярмарку приглашаем. Каравай гостям несем, песню звонко пропоем.

«Где был, Иванушка?» р.н.п.

Воспитатель: Много всего на ярмарке купил Иванушка. Пойдемте и мы погуляем, товар наш северный посмотрим.

Торговец каргопольскими игрушками (роль играет родитель): Кони, утушки, кукушки, как красивы и баски. Разноцветные игрушки – очень яркие мазки. И лепили вас из глины, соком красили малины, небом синим покрывали, земляникой украшали.

Воспитатель: Как много разного товару у этого продавца. А есть ли одинаковые игрушки? Поиграем, тогда узнаем.

Игры: «Найди себе пару», «Узнай на ощупь».

Воспитатель: Дети, вы, наверное, узнали из какого города приехали эти игрушки?

Торговец воздушными шарами (роль играет родитель): Продаю я шарики, шарики-сударики. Красные, да голубые, выбирай себе любые! Детям на потеху, людям всем для смеху!

Игра с воздушными шарами.

Воспитатель: Дети, а за каким же прилавком Данила – мастер торгует?

Данила-мастер: А, ну, подходи, налетай! Ложки разные скорей покупай!

Дети: Деревянной ложкой есть – просто наслаждение. Славим прадеда семена за изобретение!

Расписная ложка, нет ее нужней. С ней и щи отменнее и кисель вкусней! Скажем мы спасибо славным ложкарям, дарят настроение и здоровье нам!

Танец мальчиков с ложками под р.н.м. «Ах, ты, береза».

Торговец посудой (роль играет родитель): А вот - скалка, рубля не жалко! Скажешь скалке – помоги, и пеки пироги!

А вот – плошка, в плошку лей окрошку! Бери ложку, ешь понемножку!

Торговец народными инструментами (роль играет родитель): Побрякушки, хлопушки! Вот они, вот они! Детские подарки – красивые да яркие! Дудки, хлопушки, бубны, погремушки – налетай, выбирай, забирай!

Дети организуют шумовой оркестр.

Воспитатель: Нет, не на забаву, а продолжая отцов и прадедов славу, все мастера принесли сегодня столько добра – одно другого краше. А что еще вы видите на ярмарке? (щепные птицы, изделия из кости и т.д.)

Ребенок: Не видел я пока северной избы без красивого половика. Узорчатые, домотканые, у каждой невесты были в приданое. Кто на него встанет, тот плясать начинает!

Аттракцион «Чудо-коврик».

Воспитатель: Это всем давным-давно признать пора. У нас на Севере в почете мастера. Суровый северный народ – веками сказку создает!

(Входят самовар и чашки, роль играют родители).

Самовар: Сверху пар и снизу пар, кипит русский самовар!

Чашка 1: Милости просим на чашку чая!

Чашка 2: Вот так и живем, козули жуем!

Самовар: Чаем, запиваем, всех в гости приглашаем!

«Танец самовара и чашек» под р.н.м. «Ах, вы, сени».

Воспитатель: На столах угощение – знатное: пряники, коврижки медовые, конфеты, петушки – леденцовые!

Чаепитие.